стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
82

РКС представил волновой твердотельный гироскоп

 © russianspacesystems.ru

Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») представил на проходящем в подмосковном Жуковском авиакосмическом салоне МАКС-2019 уникальный волновой твердотельный гироскоп (ВТГ), сопоставимый по точности и надежности работы с намного более дорогими волоконно-оптическими и лазерными аналогами. Созданные на базе нового гироскопа навигационные системы планируется устанавливать на перспективные космические аппараты.

Специалисты АО «НИИФИ» (входит в холдинг РКС) приступили к производству волнового твердотельного гироскопа в рамках работ по импортозамещению.

ВТГ работает за счет резонатора, имеющего осесимметричную форму. При воздействии на резонатор измеряемой угловой скорости или угла поворота в его кромке возникает так называемая стоячая волна деформаций, изменяющаяся с собственной частотой колебаний. Принято считать, что волна является «твердым телом», что и определило название — волновой твердотельный гироскоп.

Генеральный директор АО «НИИФИ» Алексей НОВОСЕЛОВ: «Мы выступили инициаторами работ по созданию новых инерциальных компонентов для бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС). В результате нам удалось создать волновой твердотельный гироскоп, который сопоставим с волоконно-оптическими и лазерными аналогами при существенно меньших габаритах и энергопотреблении. Работа в этом направлении продолжается. Ближайшая наша задача — модернизация блока датчиков для БИНС. Разработчики прибора уверены, что сумеют вдвое уменьшить его массу. Это очень важно для космических аппаратов, где учитывается каждый лишний грамм груза и оборудования».

ВТГ состоит из чувствительного элемента и электронного блока, при этом в нем отсутствуют вращающиеся части, что существенно повышает надежность. Приборы производятся исключительно из отечественных материалов и электронных компонентов. При более низкой цене они конкурентоспособны на рынке и будут применяться в автономных системах навигации российских космических аппаратов и в авиации.

Кроме ВТГ РКС представил на МАКС-2019 акселерометры навигационного класса. Выпуск этих приборов, являющихся одними из важнейших элементов ракетно-космических систем управления и телеметрии, уже освоен в НИИФИ. Использование в разработке новых технологических решений значительно улучшило технические характеристики акселерометров и позволило обеспечить высокую точность даже в самых сложных условиях работы.

ВТГ и новые акселерометры уже нашли применение в разработанном блоке датчиков, который является измерительным компонентом бесплатформенной инерциальной навигационной системы.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • -3
    Нет аватара Штехель
    30.08.1900:05:07

    По точности он нифига не сопоставим волоконно-оптическими и лазерными, а вот по цене значительно дешевле. И там где цена играет роль такие гироскопы рулят. Догадываюсь что этот сегмент закупали забугром — вечно у нас вундервафли делать умеем, а дешманский ширпотреб который нужен в массе не умеем.

    • 1
      Нет аватара Захарка
      30.08.1907:46:56

      Так у нас и лазерные гироскопы делать умеют.

      • -3
        Нет аватара Штехель
        30.08.1909:07:04

        для МКБР у нас все делать умеют, я ж за ширпотреб негодую

        • 1
          Нет аватара Захарка
          30.08.1909:22:56

          Да, но этот конкретный гироскоп все же не для ширпотреба, а для спутников. Так что могём    

          • -8
            Нет аватара абрамыч
            30.08.1913:12:56

            На наших спутниках и Шилках стояли гироскопы содранные с немецких ,установленных на Фау.

          • -8
            Нет аватара абрамыч
            30.08.1913:59:56

            Одним из наиболее революционных технологических решений, примененных на Фау-2, стала автоматическая система наведения, не требовавшая постоянного целеуказания с земли. Координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета. Любое отклонение от заданной траектории выправлялось рулями на боковых стабилизаторах.Фундаментальные принципы, лежащие в основе ракетной техники, не претерпели существенных изменений за 70 лет. Конструкция ракетных двигателей остается той же, большинство из них работает на жидком топливе, а в бортовых системах управления по-прежнему применяются гироскопы. Все эти решения были впервые внедрены на Фау-2.

            • 4
              Нет аватара gritsevsky
              30.08.1914:45:32

              Конструкция ракетных двигателей остается той же, большинство из них работает на жидком топливе, а в бортовых системах управления по-прежнему применяются гироскопы. Все эти решения были впервые внедрены на Фау-2.

              Гироскопы и до ФАУ-2 применяли в автопилотах и гирокомпасах. Другое дело что у ФАУ-2 впервые появились элементы инерциальной навигации, например управление по вертикали (по дальности) осуществлялось интегрирующим гироскопом. Ну и система была хорошо отработана. Так что было что копировать. В то время.

              Управление осуществлялось не не в течение всего полета, а только на активном участке траектории, после отсечки двигателя ракета летела по баллистической кривой.

            • 2
              Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
              30.08.1915:17:39

              Фундаментальные принципы, лежащие в основе ракетной техники, не претерпели существенных изменений за 70 лет.

              Фундаментальные принципы, лежащие в основе компьютерной техники, тоже не изменились за 70 лет    

              • 0
                Игорь Brick
                30.08.1917:15:34

                Конструкция вычислительной техники изменилась радикально за 70 лет. Чего не скажешь о ракетной технике.

                • 1
                  Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
                  30.08.1918:39:47

                  Фундаментальные принципы не изменились — это всё та же архитектура фон Неймана.

                  Отредактировано: Roman Wyrzykowski~19:06 30.08.19
          • 1
            Нет аватара Штехель
            30.08.1921:14:08

            спутники в 21м веке это ширпотреб. 21й век будет веком максимального развития группировки КА человечества на орбите Земли .

            Не помню статью читал про развитие рынка КА на ближайшее десятилетие там ожидается прирост помоему около 3ккк зеленью в год и соответственно рост рынка пусковых услуг (но не так значительно).А еще это потянет рынок оказания услуг с помощью КА. КА становятся маст хэв не только для развитых государств, но и для решения определенных корпоративных задачь причем доступность увеличивается именно с ростом рынка услуг — ведь сейчас не обязательно развивать собственную космическую програму, достаточно иметь ЦУП и контролировать услуги которые делает КА. Так что вся начинка современных КА должна быть дешевой, точной и надежной. Вундерваффен это уже не про современную космонавтику сейчас на орбите рулит ширпотреб — что в принципе и пытается доказать Маск своими достаточно недорогими и стабильными пусками. Но все же рынок КА немножечко шире и немножечко перспективнее.

  • 9
    Badassgoliath Badassgoliath
    30.08.1906:42:30

    Столько нужных компонентов показывают, так и плюсов не хватит.

  • 2
    Андрей Глебов Андрей Глебов
    30.08.1917:23:35

    Волна считается твердым телом? Это определение напоминает мне толкование термина «гибкий магнитный диск» как «гибкий по области применения», при том, что сама дискета тупо гнулась механически (пятидюймовую не надо было даже выковыривать из корпуса — даже корпус был гибкий). Думаю (поправьте, кто в курсе), что «твердотельным» называется всё, где нету механически вращающихся деталей. Например, твердотельный SSD диск основан на флеш-памяти и лишен механических вращающихся «блинов» и систем считывания. Подобно этому, гироскоп без вращающихся маховиков тоже является твердотельным.

    Отредактировано: Андрей Глебов~17:28 30.08.19
  • 3
    Нет аватара candino1971
    30.08.1920:03:42

    Кто сказал, что у нас нет ширпотребовских гироскопов? А как же детская юла?

    • 0
      Нет аватара Штехель
      30.08.1921:35:56

      Таки да — помню этот гироскоп из детства. Одна из первых игрушек которая осела в сознании .

      ПРичем у меня она была суровая советская из металла (жести) никакого пластика, кстати в стиле современного развития общества в плане переработки, эта юла на 99.9% легко перерабатывалась в новую поделку из металла (0,1% краска).

      Кстати металлические игрушки думаю очень неплохо можно парить в развитые страны упоротые на вторичной переработке, а таких уже немало. Дизигн и френдиуз как следует проработать и — металл так же будет отилично заходить .

      Еще помню дядька ГБШник из Риги мне ружье(детское) в детстве привез, подарил — так оно тоже было из металла, только накладки как на калаше местами из пластика )) Ну, а когда в СССР освоили льтье пластика тут и пошли сложные игрушки — выгладели прикольно как в кено, но не то. Игрушки из металла были реально рукодельными и явно трудозатратными, а литые из пластика намного проше и дешевле .

      Ну то такое. Отвлекся от темы гироскопов. Гироскопы нужны разные от самых дешманских как в тех же смартфонах до самых прецизионных что юзают в ПЛ, МКБР и КА. Взать к примеру КР Калибр — там стоит гироскоп, а есть ракета стратег Х-101 там тоже стоит гироскоп — разные они или одинаковы вопрос? Я бы сделал разные в калибре подешевле, но если у нас гироскопы отвечающие таким требованиям достаточно дешовые(скорее относительно) то почему юы и там и там не использовать самые лучшие отвечающие требованиям. То есть расширение наменклатуры гироскопов расширяет ценовую сетку — а это перед сборщиком продукции дает возможность стать более конкурентным на рынке. Это я конечно только про отечественного производителя — так то гироскопы делают в миру тоннами. И этот рынок можно смело частично отжать, и главная и самая лакомая его часть это рынок ширпотреба — именно там крутятся лярды.

  • 1
    Нет аватара candino1971
    30.08.1922:20:05

    Ну если серьезно, то что считать «ширпотребом»? Гиросистемы настолько разные, то можно и системы, которые установлены на танках или комбайнах тоже счесть «ширпотребом». Самые крутые, как я понимаю, это на спутниках и на подводных лодках.

    Ну, а если под ширпотребными считать только те, которые вставляются в детские игрушки или сигвеи, то для начала нужно что-то подобное производить. А китайцам наши ширпотребные гироскопы не нужны. У них свои есть.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,