Лого Сделано у нас
43

Школа Летово: лучше британских и в 2 раза дешевле

В сентябре 2018 года недалеко от Коммунарки (поселок в 4 км от МКАД по Калужскому шоссе) официально открылась школа «Летово», созданная на деньги владельца «Русагро» Вадима Мошковича, занимающего 50-е место в российском списке Forbes c состоянием $2 млрд. В школу-пансион в этом году приняли 243 одаренных ученика: около половины из них из Москвы, остальные со всей России. Для части учеников обучение полностью бесплатное — это дети, родители которых не могут оплачивать обучение.

Сам Мошкович окончил одну из лучших в Москве школу № 57. Цель «Летово», по его словам, — дать «путевку в жизнь» детям. Финансируется школа из эндаумента, куда были вложены деньги бизнесмена, — если сначала он говорил, что это будут только его деньги, то теперь готов принимать помощь: кто-то из знакомых Мошковича уже предложил поддерживать часть социально незащищенных учеников школы, другой готов отдавать часть своего благотворительного бюджета на «Летово».

О своей школе Мошкович говорит куда охотнее, чем о бизнесе. По словам предпринимателя, в стране его все устраивает для ведения бизнеса — нужно просто реагировать на меняющиеся обстоятельства и он ни разу за последние десятилетия не сталкивался с тем, чтобы ему кто-то «выкручивал руки или ноги».

Проект школы вырос из девелоперского проекта большой Коммунарки: здесь должен был быть город на 350 000 жителей. В этом городе девелопер должен был построить инфраструктуру, в том числе школы.

-Плохих школ я строить не хотел, рассказывает Мошкович. Я собрал выпускников 57-й школы, которую окончил сам, — хотелось сформулировать, что же такое хорошая школа. Мы провели в обсуждениях несколько месяцев, но этого оказалось недостаточно. Тогда мы наняли McKinsey и поехали вместе смотреть по миру, что такое хорошая школа.

— Почему в итоге идея о хорошей школе переродилась в большой благотворительный проект? Вы бизнесмен, который за свою жизнь заплатил невероятное количество налогов — прямых, косвенных, разных. Разве не задача государства строить школы?

— Это задача государства, но… Знаете, когда вы заходите в любую американскую школу или университет, там все стены в золотых табличках — сплошные частные пожертвования. Именно за счет этого и живет почти все американское образование, оно все основано на благотворительности. Поэтому, если ты живешь в своей стране, ты должен что-то для нее делать помимо налогов.

— То есть это все-таки обязанность бизнеса?

— Не обязанность, это личное. Я никого не хочу ничему учить, но я так считаю: если ты здесь живешь, ты что-то должен делать. И начинать надо всегда с себя — так проще.

— Что лично вас привело к этому?

— В первую очередь я человек, который в том числе занимается бизнесом. У меня есть собственные ценности. Я много трачу на благотворительность (это не только школа), мне нравится.

— Запуск школы вам обошелся в $200 млн. Какие суммы школа будет требовать в повседневной жизни?

— Когда мы задумались над проектом 10 лет назад, мы планировали вложить $50 млн в стройку и $150 млн — в эндаумент. Тогда ставки по долларовым депозитам составляли 10% годовых при бюджете школы в $15 млн, так что $150 млн под 10% годовых как раз должно было хватить на 100%-ное содержание школы. Но в итоге площадь школы выросла с 25 000 кв. м до нынешних 40 000 кв. м. Так бюджет на здание школы вырос с $50 млн до $80 млн, в итоге на эндаумент осталось $120 млн. Нынешняя доходность в долларах вам известна, поэтому сегодня эндаумент покрывает примерно треть бюджета школы. На этот год он 1 млрд руб.

— Куда вы инвестируете средства эндаумента?

— У нас консервативная стратегия — чтобы не потерять само тело эндаумента. Сегодня его доходность не превышает 4% годовых, за счет процентов получается около 300 млн руб., остальное я пока доложил из своего кармана. В дальнейшем планирую увеличить эндаумент в 2,5 раза, чтобы им полностью покрыть бюджет школы.

— В начале разговора вы упомянули золотые таблички. Вы планируете сами увеличивать тело эндаумента или намерены искать соратников?

— Пока школа строилась, я не хотел никого привлекать, потому что сложно согласовывать цели, стратегию. Теперь мы должны подтвердить результат. Но уже в момент запуска мы получили много благодарностей от детей и взрослых, которые к нам пришли.

— С кем-то уже вели переговоры по поводу партнерства?

— Я сам переговоры не веду. Недавно приезжал товарищ, по собственной инициативе. Сказал, что у него есть цель — поддерживать социально незащищенных детей. Попросил выделить ему условно 10 социально незащищенных учеников школы — он готов их поддерживать. Другой товарищ заявил, что треть своего благотворительного бюджета хочет тратить на «Летово». Это я к тому рассказываю, что люди сами придут. А лет через 10-15 основной поток пожертвований будет идти от наших выпускников — для родной альма-матер, давшей тебе путевку в жизнь.

Наша цель — лучшая школа России с первого выпуска.

— Почему лучшая?

— Столько сил и энергии потратить на просто хорошую школу — бессмысленно, надо потратить на лучшую.

— Обучение в «Летово» соизмеримо со стоимостью обучения в средней британской школе.

— Нет, мы в 2 раза дешевле.

— Знакомые, с которыми мы говорили перед встречей с вами, платят около 20 000 фунтов стерлингов в год за полный пансион, включая питание.

— Без проживания — или я даже не знаю, что это за школа. Обычно ценник ближе к 30 [тысячам фунтов].

— В вашей школе около 20% студентов оплачивают обучение полностью за счет собственных средств. Почему они должны выбрать вашу школу, а не зарубежную?

— Спросите их. Я специально этого не выяснял, но я столкнулся с удивительными вещами: меня отлавливали в совершенно неожиданных местах, хватали за рукав и благодарили за школу. Родители рассказывали, что их дети сами нашли школу мечты и хотят здесь учиться. На петербургском форуме ко мне подошли абсолютно незнакомые люди: «Я не знаю, что вы сделали, но мой ребенок меня так допек, что мне пришлось заниматься его поступлением в вашу школу». Треть наших учеников сами нашли школу, сами решили в ней учиться, сами в нее поступили.

Я не занимаюсь российским образованием в целом — это не моя функция. Как раз здесь я не собираюсь подменять собой государство. Я сделал одну школу ровно в тех стандартах, параметрах и требованиях, которые сам для себя определил. Модель оказалась привлекательной как минимум для тех детей, которые хотят здесь учиться. Для меня это лучший критерий и лучшая оценка.

— А как же эффект низкой базы: половина учеников «Летово» из регионов? Для них это все в новинку — начиная от оборудования, заканчивая человеческим отношением.

— Я сравниваю не внешнее восприятие, а внутреннее. Я знаю, что происходит, я в школе регулярно. У нас есть чек-лист процессов, мы его каждый день проверяем.

— Какая основная задача «Летово»?

— Цель школы — дать ребенку путевку в жизнь. Почему старшая школа? Потому что все легко измеряется: успех ребенка — это поступление в лучшие школы России и мира. Наш ребенок должен поступить. К этому мы должны дать ему здоровье. Вы видели, сколько здесь спорта? Каждый ребенок будет заниматься спортом вне зависимости от своего желания — это его обязанность. Дети должны быть здоровы, если они не готовы еще сами создавать эту культуру, мы ее создадим вместе с ними. В заключение — детей нужно обучить навыкам.

В российских школах до сих пор дают высокий уровень знаний, но не обучают навыкам. Вас не учат, как их использовать, ни индивидуально, ни в командной работе, вас не обучают критическому мышлению, вам не дают многих системных навыков, которые необходимы в жизни, — в этом наша задача.

— Наверное, с точки зрения бизнеса это особенно заметно.

— Я не смотрю через призму бизнеса, я смотрю через призму человека, через призму ребенка, через необходимость [его] реализации. Навыки — необходимая часть реализации. Кроме того, мы хотим дать ребенку тот толчок, ту искорку, которая позволит ему определиться в мире.

— Навыки — новая потребность российского общества?

— Мы не исследовали потребности российского общества и чего не хватает в России — такой задачи не стояло. Задача была собрать лучшие мировые практики.

— Дети получают лучшее обучение по мировым стандартам — для чего тогда?

— Весь мир перед ними. Ребенок должен быть успешным, критерий успеха у нас достаточно понятный и прозрачный. Помимо университета и работы это удовлетворенность, внутренняя и внешняя, на это направлен процесс обучения и развития.

— Вы даете путевку в жизнь супермотивированным детям, чтобы сделать из них успешных людей.

— Мы должны помочь ребенку найти себя, это самое важное.

— Почему тогда вы выбираете между детьми?

— Я же не могу построить 150 000 школ — столько их сегодня в России. У меня нет столько денег. Да и задача такая мне не по плечу.

— Какими вы видите будущих выпускников «Летово», то ядро школы, кто впоследствии должен будет ее в том числе содержать?

— Надеюсь, для всех, кто закончит «Летово», она станет альма-матер. Это и есть цель школы — чтобы для каждого ребенка она нашла то, что этот ребенок искал и что он хотел получить, с точки зрения знаний, культуры, ценностей, навыков.

— Есть ли задача сформировать новый слой общества, в основе которого будут эти дети?

— У меня мухи отдельно — котлеты отдельно: я не государство и подменять его не собираюсь.

— Вы лично участвовали в отборе педагогов? Как они отбирались?

— Я лично выбирал директора школы. Мы несколько лет назад объявили всероссийский конкурс на замещение этой должности — участвовали около 1860 директоров со всей России. Конкурс закончился ничем — человека, который отражал бы те требования, которые были предъявлены к этой должности, мы так и не нашли. Я должен был понимать, что я с этим директором создам ровно то, что хочу, что у этого директора есть видение, знания и желание.

— В итоге вы взяли директора лучшей московской школы — Михаила Мокринского?

— Формально, когда я второй раз позвал его на работу, он руководил департаментом образования ЦАО. Изначально, когда я выбрал его, он отказался: «Я не могу, у меня есть моя школа». Зато через два года, когда его перевели на должность функционера и он понял, что это не его, он согласился рассмотреть мое предложение.

— Зачем тогда было устраивать конкурс?

— Я познакомился с Михаилом Мокринским во время конкурса — он был в квалификационной комиссии.

— Чего сегодня не хватает среднестатистическому директору российской школы?

— Управленческого опыта. В российской школе вообще нет понятия управления. Люди просто не знают, что такое управление, — ни учителя, ни директора. У них нет целей, измерителей, результатов, тайминга — ничего. Я вообще не понимаю, как они работают [в таких условиях].

— Но вы же сами сказали, что для вас школа — это не бизнес.

— Я только инструментарий беру из бизнеса, а цели школьные — знания, поступление в университет. Школа без целей существовать не может. А теперь зайдите в любую [российскую] школу и посмотрите, есть ли там это. Если найдете, посыплю голову пеплом. Я вам скажу больше: даже в западных школах вы этого не найдете — только в Азии.

— Почему тогда вы делаете ставку на британский опыт?

— Я использую мировой опыт, британский — только с точки зрения организации кампуса.

— У вас учителя из Британии.

— У нас билингвальная школа, IB-программа (международный бакалавриат), второй базовый язык — английский, поэтому без носителей языка не обойтись. Что касается модели, она ближе всего к тем, что в Китае, Гонконге и Сингапуре.

— В чем особенность этой модели?

— В ней все четко описано, больше формализованных процессов, правил и процедур.

— Почему выбор педагогического состава вы полностью доверили директору школы и не участвовали в этом отборе?

— Каждый должен заниматься своим делом. Меня интересует результат, иначе директором должен был быть я. Как-то один учитель математики мне сказал: «Я уйду на пенсию, как только перестану быть интересен ребенку. Я для ребенка должен быть плюс бесконечность». Примерно такие учителя работают в «Летово», если не все, то большинство. Дети сюда пришли за учителями, пошли за ними. Наверное, будут разочарования — пока же нет статистики, поговорим через год.

— Мокринский с вами совсем не советовался при выборе педагогов?

— От меня в этом вопросе нет толку — я не преподаватель, у меня нет профильного образования, я сужу только по результату. Вот планы — вот фактический результат, если совпадает, я вообще никуда не погружаюсь, не совпадает — начинаю задавать вопросы или эскалирую вниз, в зависимости от уровня, на который нужно погрузиться.

— То есть, если все идет по плану, вы даже не станете заморачиваться?

— Тогда вы меня даже здесь не увидите.

— Если результаты окажутся не по плану, виноват будет учитель?

— Мы не ищем виноватого, а смотрим, почему так произошло. У нас три участника процесса: ребенок, учитель и программа, поэтому в этом треугольнике мы будем смотреть, что не так.

На потоке будет учиться 200-300 детей, вы можете разбить их на группы и дать 10 вариаций одной темы в разных вариантах преподавания и посмотреть качество усвоения в зависимости от этого. Существующие программы мы писали несколько лет и обкатывали на московских школах, учили по ним детей, смотрели и сравнивали результаты. Смотрели, что западает: знания, навыки, способности их применять. Если возникнут проблемы, будем смотреть, что не так: мы регулярно оцениваем учителей, программу и ребенка. Кроме того, все наши классы оборудованы видеокамерами.

— Ваша школа остается встроенной в бюрократический процесс: департамент образования, миллионы проверок. Недавно в Екатеринбурге случилась история: учитель посоветовал детям, которые говорили про свободу, смотреть «Первый канал». В «Летово» степень демократии и свободомыслия гораздо выше, чем в любой стандартной школе. Не боитесь ли вы нападок со стороны государства и его вмешательства в образовательный процесс?

— Вы или очень хорошего мнения о государстве или очень плохого. Как вы это представляете, чтобы государство вмешалось в одну школу? Правила едины для всех.

— Кого-то можно проверять больше, кого-то меньше. Школа новая, можно проверять до бесконечности: как ведется преподавание, какие ценности продвигаются.

— Они у нас все записаны и выложены на сайте. Все, что мы декларируем, есть в открытом доступе.

— У вас не возникает опасений, что кому-то может приглянуться школа?

— Пусть приглянется, если кто-то хочет вместо меня платить на ее содержание миллиард [рублей в год].

— Вы бы хотели, чтобы выпускники этой школы оставались в России и работали на российскую науку?

— Очевидно.

— Кем дети видят себя в России?

— Нужно у них спросить. Школа открыта — идите, спросите.

— Они в принципе видят себя в России или хотят уехать за границу? У вас же билингвальная школа.

— Вероятно, кто-то захочет поступить за границу. По моей оценке, 90% останутся здесь.

— Потому что у них нет возможности там учиться или другая мотивация?

— Это статистика: из страны не уезжает 150 млн населения, то же будет и здесь.

— Вы приучаете детей к лучшему, значит, они захотят и высшее образование получить лучшее.

— У нас университеты уже прыгают наверх. Для меня в какой-то момент само знание перестало быть абсолютной ценностью, если его невозможно применить. Навыки нужнее. Мы уже начали взаимодействие «школа — работодатель». Наши дети будут проходить практику в лучших компаниях российских.

— В «Русагро» тоже?

— И в «Русагро» тоже. Для тех, кто захочет заниматься генетикой, у нас уже есть своя лаборатория. У нас достаточно много ребят на биологическом профиле.

— В какие школьные процессы вам приходится сейчас вмешиваться чаще всего?

— Я, например, делаю обход школы в 8 утра — у меня здесь 243 ребенка, я переживаю. Каждый день я вызываю сюда Роспотребнадзор — они берут пробы питания. Я отвечаю за этих детей, и пока я не буду уверен, что я этих детей правильно и вкусно кормлю и что здесь есть полный перечень услуг, которые школа должна предоставить, я не успокоюсь.

— Насколько усилилась ваша ответственность и чувство беспокойства? Одно дело — трое собственных детей, а здесь 243 чужих.

— У меня одинаковый подход, поэтому я и приезжаю в школу каждый день.

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!
  • 4
    DKerr DKerr
    21.05.1902:11:28

    В продолжение темы, начатой Романом sdelanounas.ru/blogs/117079/.

    Интервью очень большое, и про бизнес, и про отношение к жизни, если есть время — оригинал в первоисточнике.

    Отредактировано: DKerr~02:13 21.05.19
  • 0
    Нет аватара VMichael
    21.05.1909:10:06

    Двоякое ощущение.

    • 0
      Нет аватара Сергей К.
      21.05.1922:19:46

      У нас билингвальная школа, IB-программа (международный бакалавриат), второй базовый язык — английский, поэтому без носителей языка не обойтись.

      Школьная программа явно заточена для поступления в нероссийские вузы. Боюсь, талантливых инженеров эта школа не воспитает. Тем более для России. Да это, наверное, и не является целью. Кто же хочет маленьких детей отрывать от себя и платить в два раза дороже в Англии? Но, в целом, новость очень положительная. Ведь деньги остаются в России. Пусть еще откроют элитный университет, перекупят профессоров из Оксфорда… Построют элитную больницу и пригласят лучших немецких врачей, доступ к которым простым смертным немцам и не снился. Здесь, правда, нужно и простому люду меняться, перестать завидовать. Ведь проблема не в том, что яхта приобретена на не совсем честно заработанные деньги, а в том, что она построена в Италии или Германии. А это потеря рабочих мест. Поэтому хорошо, что хоть дворец построили в России.

      P. S. Такие слова как билингвальный или эндаумент принципиально отказываюсь понимать.

      Отредактировано: Сергей К.~22:35 21.05.19
  • 3
    Нет аватара Инженер2015
    21.05.1909:43:54

    к тому же российские школьники постоянно занимают первые места в научных олимпиадах…что нельзя сказать о англичанах.

    образование в РФ не такое плохое значит, как его пытаются представить некоторые

    • 0
      DKerr DKerr
      21.05.1916:00:14

      Там как раз об этом есть — знания у нас дают крепкие, но с воспитанием, навыками, раскрытием потенциала нас кое-где кое в чем обогнали. Сотни если не тысячи русских детей учатся за границей, когда родители могут себе позволить. А это и утечка мозгов, и утечка капиталов — ведь это наследники российских состояний, которые потом все здесь продадут и деньги выведут к себе на запад, так что по моему это отличный проект.

      Отредактировано: DKerr~16:03 21.05.19
  • 5
    Нет аватара MC
    21.05.1909:57:10

    Что можно сказать. Только молодец мужик!!! Он делает большое и важное дело.

    Он хочет сделать лучше и делает. Причем за свои! Удачи ему.

  • 2
    Андрей Карпушенков
    21.05.1910:28:20

    Одно из самых больших и важных дел в стране. Очень хорошо, что есть люди, которым хватает одновременно сил, возможностей и желания, чтобы этим заняться!!!

  • 3
    Александр Жигульских Александр Жигульских
    21.05.1911:56:58

    Стратификация общества. Идем по пути «продвинутых» обществ вроде США и Англии, где есть супербогатые школы для «одаренных» детей властьимущих, и школы для прочего быдла, где учат как свое имя написать и каким концом гамбургеры в рот вставляются. В итоге одни в конгрессе заседают поколениями, а вторые — поколениями работают официантами и продают наркотики на перекрестке. Стране не нужны штучные элитные школы для элитной молодежи, стране не нужны слезливая реклама очередной несчастной девочки, которой надо сделать сложную операцию, на которую предлагается скинуться смсками — стране нужна система образования и система медицинского обеспечения. Благотворительность — это одна из наихудших форм лицемерия, она не решает проблемы, но создает благостную ауру самообмана. Проблемы решает только систематический подход.

    Отредактировано: Александр Жигульских~12:06 21.05.19
    • -4
      Олег Юшков Олег Юшков
      21.05.1913:15:36

      Это очевидно.

    • 4
      Нет аватара StasStasStas
      21.05.1913:59:49

      Благотворительность — это одна из наихудших форм лицемерия, она не решает проблемы, но создает благостную ауру самообмана.

      Благотворитель — частное лицо, систему может строить государство. Сущности разные. Поэтому почему благотворитель лицемер, если не в его возможностях (и задачах) создавать систему?

    • 1
      DKerr DKerr
      21.05.1915:33:15

      Не вступая с Вами в дискусию по существу Вашего комментария, замечу, что благодаря этому проекту деньги людей, которые бы в противном случае оплатили своим детям школу за границей, остаются в России. Талантливые дети, в том числе из бедных семей, получают хорошее образование и ментально сильнее привязываются к России (ребенок, уехавший в 10-12 лет, потому что на Родине нет даже хорошего образования к 30 уже никак не будет с Родиной связан, даже друзья детства у него будут англичане, а не русские, да и язык он не использует). К тому же десятки учителей получили интересную и достойную работу. А Вы предлагаете, чтобы в России все школы были только доя бедных, а вся наша элита через поколение была 100% компрадорской, которая будет папиными бизнесами рулить через англо-американских управляющих даже без желания здесь появляться.

      • 0
        Нет аватара siberia2012
        22.05.1905:48:08

        В СССР дети элиты не учились за рубежом, это не вопрос денег, а вопрос политики государства. Правда это не помешало стать элите компрадорской к концу союза.

        Учёба на западе, чаще всего, это просто модно. Родителям с экранов промыли мозги что у нас всё плохо с образованием, а там всё хорошо, но ведь это чушь, и не подтверждается реальными результатами. Родители мажоров гонятся за статусом, а не знаниями. Конкретно я сталкивался по работе с людьми, окончившими бакалавриат или магистратуру в западных ВУЗах (с теми кто учился в школе не сталкивался). Так вот в 9 из 10 случаев полученное ими образование было ни о чём. Причём учились они в топ ВУЗах, типа Оксфорд, Колорадо скулс оф майн, во Франции какой-то, не помню как называется, и т. п. По факту, они там протусили как туристы, заплатили кучу бабла, получили корочки. Да, английский подтянули, но ВУЗ тут не причём, просто среда. А все знания у них уже были полученны здесь в России, в школе и ВУЗе. Но гонору и пафосу прибавилось да, нормально.

        Единственные, которые учились в буржуйском ВУЗе и реально получили нужные прикладные знания, это окончившие Heriot Watt, на базе Томского политеха. Но и то, это просто задрачивание на реальных данных.

        Отредактировано: siberia2012~07:53 22.05.19
  • 2
    Нет аватара treins
    21.05.1914:11:36

    Побольше бы умных миллиардеров, которые деньги не на примитиве и сырье зарабатывают.

  • 0
    Нет аватара siberia2012
    22.05.1905:33:56

    Как будто у нас не было спец школ. У нас в СССР была лучшая в мире система школьного образования. В том числе были специализированные очень сильные школы для одарённых детей. Это в первую очередь физ-мат школы при университетах. Радует что он в образовательном плане больше ориентируется на Азию, которая как раз и взяла во многом опыт союза и результаты которой на много выше западной системы образования.

  • 0
    OptimoPrincipi OptimoPrincipi
    22.05.1909:55:52

    Давайте не будем себя обманывать: в качестве образца заявлена московская школа № 57, которая известна прежде всего своим еврейским педагогическим коллективом и точно такими же учениками. То есть это школа, которая создана «своими» и для «своих». Во время всей своей истории там было множество отвратительных сцен, так как наше законодательство не допускает создание закрытых национальных школ. Например, в советское время руководство школы подавало в районо списки учащихся, которые были разбавлены «куклой» — наугад взятыми из справочника русскими фамилиями, которые разбавляли реальный контингент учеников-евреев. Об этом бесхитростно пишет в своей статье выпускник этой школы А.Шень (статья разумеется посвящена антисемитизму при приеме в вузы в СССР), он пишет:

    Как правило, отбор в класс в значительной степени зависел от преподавателей математики и слабо контролировался администрацией. В 1982 г. в 57 школе ситуация была несколько более сложная, так как школа подчинялась району (91-я была при АПН) и список класса должен был не вызвать протеста у райкома и районо. Тем не менее дело обошлось принятием вне конкурса нескольких школьников, угодных районному начальству. В 1987 году в 57 школе была успешно применена «военная хитрость»: к списку школьников, направленному для утверждения в райком, были дописаны наугад выбранные русские фамилии Кажется, после этого проблем не было вовсе

    (началась перестройка).

    Ссылка

    Особенность 57-ой школы несколько вышли на свет в связи с сексуальным скандалом несколько лет назад — известный «казус Меерсона». Тогда публику поразило, что конфликт носит внутриеврейский характер, так как и все учителя были евреями и развращаемые ученицы также. Скандал высветил особенность 57-ой школы. Кстати поведение либеральной общественности вокруг этого разврата оказалось совершенно парадоксальным — от попытки полного замалчивания (обет молчания выпускников 57) до полного оправдания педофила меерсона.

    Теперь выпускник этой школы Вадим Мошкович (про него вики скромно упоминает: «является донором и членом Попечительского совета Еврейского музея и центра толерантности в Москве») хочет создать некую новую школу, которая будет воспроизводить дух 57-ой школы на новом уровне. Главное, очевидно, что мешало районой школе 57 — это русские ребятишки из района, которых 57 школа ОБЯЗАНА была принять. Надо думать, теперь эта проблема будет устранена раз и навсегда. Это элегантно формулируется как «элитная школа для одаренных детей со всей России». Не надо семь пядей во лбу, чтобы понять для кого и для чего создается новая школа. Это будет закрытое национальное учебное заведение.

    Это, так сказать, преамбула. Моё отношение к таким школам вы наверное поняли из контекста. Тем не менее, здесь я вижу пользу — школа частная и создается на частные деньги. Имеют такое право. Отвратительно, когда за государственный счет создаются такие гнойники в теле российского образования, как школа 57 — вот её точно надо разрушить как принцип. А за свои деньги — имеете право на любые плюшки в рамках законодательства.

    • 0
      DKerr DKerr
      22.05.1913:08:10

      Голословный жидофобский текст, привет дяде Аде. По факту проще евреям то как раз в штаты своих детишек посылать. А вообще Вы интервью то почитайте, если б хоть половина рассово верных русских были такими патриотами России, как этот Мошкович — не тельники на себе под камеру рвать я имею ввиду и в комментах ругать врагов России, а по делам — то у нас бы не то что коммунизм, рай бы успели построить еще до перестройки ))

      В общем стыдно Вам должно быть!    

      • 0
        OptimoPrincipi OptimoPrincipi
        22.05.1914:19:14

        Кроме бла-бла-бла факты будут? В отличие от вас я привожу факты, ссылки, цитаты. Бизнес Мошковича здесь совершенно ни при чем.

        • 0
          DKerr DKerr
          22.05.1914:39:16

          Вырванная из контекста цитата с расистскими пояснениями — это не факты, а их извращенная интерпретация, прошу заметить. Если коммунисты вводили квоты для евреев, вопреки декларациям проводя нацистскую политику, то Вы теперь обвиняете евреев, что они пытались их обойти? Они еще во время войны к уловкам всяким нечестным прибегали, чтоб в концлагерь не попасть — вот же гады, да? А что учитель еврей с еврейской же ученицей замутил — это да, как это они вообще в русской школе друг друга нашли то? Кругом одни жиды — единственное объяснение! Чтобы такого не повторилось евреям надо вообще запретить учительствовать — пусть в Израиль валят! Факты на 5 баллов! )))

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,