138

Изготовление плазменных двигателей в России

Гигантские звездолеты с призрачно светящимися двигателями стали одним из постоянных атрибутов космической фантастики. В то же время плазменные двигатели уже полвека успешно используются в настоящей космонавтике, и российские разработчики являются одними из мировых лидеров. Такие двигатели производятся на калининградском предприятии «ОКБ Факел».

  •  © ic.pics.livejournal.com

  •  © ic.pics.livejournal.com

Стационарный плазменный двигатель (СПД) — это одна из разновидностей электроракетного двигателя, где электрическая энергия используется для ионизации газа и придания полученной плазме высокой скорости истечения из «сопла».

  •  © ic.pics.livejournal.com

У такого двигателя нет топлива в привычном понимании, т. е. горючего и окислителя, необходимого для химической реакции с выделением тепла. СПД подходит практически любой газ, но лучше использовать химически неактивные и с высокой атомной массой, вроде аргона или ксенона. Плазменные двигатели обеспечивают очень высокую скорость выбрасываемой струи газа, например, для ксенона это около 30 км/с. Для сравнения, скорость выброса газа у одного из самых эффективных химических ракетных двигателей — кислород-водородного — около 4,5 км/с. Преимуществом химических двигателей является способность выбрасывать сразу много газа, что дает большую тягу. СПД же требует мощного источника электрической энергии, и даже с ним способен выбрасывать лишь незначительную массу газа за момент времени, то есть имеет очень малую тягу и требует много времени на разгон и торможение. Плазменные двигатели применяются только в космосе: оснащенные ими космические аппараты имеют относительно малый запас рабочего тела и большой размах солнечных батарей.

О возможностях использования электроракетных двигателей задумывались еще в начале XX века, но к первым испытаниям в космосе перешли только в 60-е годы. В 1972 году в системе ориентации советского спутника «Метеор» использовались два электроракетных двигателя: ионный и стационарный плазменный. СПД показал себя лучше, и советские специалисты сконцентрировались на этой разновидности. В создании экспериментальных образцов принимали участие специалисты «ОКБ Факел», и с того времени предприятие стало специализироваться на производстве двигателей такого типа, развивать и совершенствовать технологию.

В начале XXI века калининградский СПД-100 прошел успешные испытания на лунном спутнике Европейского космического агентства Smart-1.

  •  © ic.pics.livejournal.com

После успешного полета к Луне европейские производители коммерческих геостационарных спутников стали закупать российские двигатели и создавать новые поколения спутников. Ранее на спутниках-ретрансляторах использовались химические двигатели на токсичном гидразине. Применение российских СПД открыло возможность создания т.н. «полностью электрических спутников», на которых уже не было химической тяги.

Калининградские СПД имеют довольно небольшой размер, но цикл их производства всё же требует немалых производственных площадей.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Разработчики «ОКБ Факел» активно сотрудничают с европейскими производителями и даже помогали французам сделать свой двигатель.

На «ОКБ Факел» наглядно видна преемственность поколений.Молодые работают рядом с опытными специалистами.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Кульманы давно заменены на САПР «Компас-3D» для разработки трехмерных моделей и выпуска конструкторской документации.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Цех механической обработки открывается современными станками ЧПУ.

  •  © ic.pics.livejournal.com

В глубине зала работа идет на универсальных станках.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Необходимый этап создания космического двигателя — испытание. Для проверки СПД требуется смоделировать условия космоса, прежде всего вакуум.

Вакуумные камеры кажутся огромными для таких небольших двигателей. Они пригодны для испытания всей линейки двигателей, которые производят на «ОКБ Факел».

  •  © ic.pics.livejournal.com

В советские времена здесь разрабатывали самый мощный двигатель в своем классе — СПД-290. Сейчас создается сравнимый по мощности СПД-230.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Возможно, фраза про мировое лидерство «ОКБ Факел» может показаться излишне пафосной, но практика показывает правоту этих слов. Space System/Loral, Airbus — это одни из самых крупных производителей коммерческих спутников связи в мире, и они берут калининградские СПД. А совсем недавно заключен вероятно самый большой контракт в истории мирового спутникостроения — на несколько сотен модернизированных двигателей СПД-50М.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Когда проходила экскурсия, сотрудники предприятия не признавались кто заказчик, ссылаясь на соглашение о неразглашении. Позже информация попала в СМИ и теперь мы знаем, что это OneWeb.

Проект низкоорбитального спутникового интернета предполагает запуск почти тысячи космических аппаратов в течение трех-четырех лет. И на каждом спутнике будет российский плазменный двигатель.

Новый заказ требует перестройки всего производства, ведь надо создавать практически по двигателю в день. Специалистов на работу набирают даже из других городов. Такой нагрузки не было никогда, поэтому под проект OneWeb провели модернизацию с новыми станками ЧПУ и оборудовали новое современное чистое помещение для сборки.

  •  © ic.pics.livejournal.com

За каждым столом собирается по двигателю.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Готовые изделия запираются в специальном шкафу, где поддерживается определенный режим температуры и влажности.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Работа почти ювелирная и неподготовленным взглядом воспринимается непривычно. Обычно под сборкой космических двигателей понимается что-то более масштабное.

Зато в результате получаются вот такие красавцы.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Финальный этап экскурсии — музей предприятия. Здесь первым делом показывают историческую гордость, «лунный камин» — макет радиоизотопного теплогенератора, который был установлен на советских «Луноход-1» и «Луноход-2» и согревал электронику в холодные лунные ночи.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Разумеется, музейный образец не начинен полонием и не радиоактивен.

Еще одно направление производимых «ОКБ Факел» двигателей для космических аппаратов — термокаталитические. Они требуют химического топлива, но его разложение до газообразных компонентов происходит при помощи металлического катализатора, размещенного внутри двигателя. Для повышения интенсивности реакции катализатор нагревается подобно спирали электроплитки.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Термокаталитические двигатели имеют меньшую эффективность чем плазменные или даже химические двухкомпонентные, зато они позволяют создать более простую топливную систему. Обычно такие двигатели используются для ориентирования космических аппаратов и располагаются в блоках по несколько штук.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Особый интерес вызывает один музейный образец — стационарный плазменный двигатель, прошедший длительные испытания в вакуумной камере. Тысячи часов работы приводят к деградации поверхности двигателя под воздействием плазмы.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Такие испытания позволяют повышать ресурс двигателей. Сейчас СПД обеспечивают гарантированную работу в течение нескольких тысяч часов. И, по словам представителей «ОКБ Факел», этот ресурс многократно подтвержден заказчиками, и новые заказы лучше всего говорят о качестве.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 12
    Андрей Марченко
    25.04.1914:08:31

    Отличный обзор!

  • 7
    Фабрикантъ
    25.04.1914:15:18

    Прям в последнее время сплошь экскурсии по секретным производствам…    

  • 15
    Нет аватара
    25.04.1914:18:32

    заказ на сотни плазменных двигателей --- это круто. поздравляем факеловцев!

  • 10
    влад777
    25.04.1915:21:01

    Отличный репортаж.

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 4
      Валерий Кузнецов
      25.04.1919:43:54

      Согласен. «Святые"90-е нам еще долго будут икаться. С уважением.

    • 5
      Нет аватара
      25.04.1921:01:50

      Что значит отстали? Большинство спутников в мире делается с нашими ионными движками. В этой же статье написано, что они выполняют заказ для oneweb. Ты сайтом не ошибся случаем?

      • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
        • 4
          Нет аватара
          26.04.1921:59:58

          NeoGeography, 80% всех плазменников на спутниках — российские. Ещё часть французские выпускаемые по российской лицензии. Ещё есть американские, точная копия старых российских, но без лицензии, читай пиратские копии. Ну и совсем немного разных вариаций и единичных реализаций. На GOCE ничего особенного, ионник, самая первая и простая из возможных конструкций.

          • 1
            Vovantro
            26.04.1923:40:54

            Да это тролль обычный. У него всё что Российское, всё плохо. Даже если всё хорошо, у него всегда всё плохо. Не понимаю… Почему его тут не забанят уже. Такую ересь несёт…    

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,