61

Индия подписала контракт о аренде российской атомной подводной лодки

  •  © phototass4.cdnvideo.ru

Индия подписала с Россией договор о лизинге атомной подводной лодки. Подводный корабль «Самара» проекта 971 «Щука- Б» (класс «Акула» по классификации НАТО) будет передан индийским ВМС в 2025 году на 10 лет и получит наименование «Чакра-3». Ее планируется реконструировать под требования закзчика на российской верфи в Северодвинске. Также на нее установят индийское оборудование, в частности — систему связи.

Стоимость контракта оценивается в $3,3 миллирда (примерно 210 миллиардов рублей).

Первую атомную субмарину Индия получила в лизинг от Советского Союза в январе 1988 года. Ею стала К-43 — многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 670 «Скат». В составе индийских подводных сил эта лодка, получившая наименование «Чакра», находилась три года и совершила десятки боевых выходов.

Второй АПЛ в лизинге у Индии стала субмарина проекта 971 «Щука-Б». Стоимость ее аренды составила $900 млн. Названная индийцами «Чакра-2» подлодка была передана в 10-летний лизинг ВМС Индии в 2012 году после подписания соответствующего документа 30 декабря 2011 года. Срок соглашения о ее эксплуатации индийскими ВМС может быть продлен на несколько лет с тем, чтобы на ее замену из России поступила третья АПЛ — «Чакра-3», которая к тому времени пройдет процесс модернизации и испытаний.

История вопроса:

Во первых стоит отметить, что Индия является, пожалуй, единственной державой в мире, в составе ВМС которой авианосец появился раньше, чем подводная лодка, причем почти на десятилетие. Это было связано со спецификой формирования индийского флота: его предшественники, Бомбейская флотилия и Королевский Индийский флот, были слабы и в британской военно-морской стратегии играли исключительно вспомогательную роль — охраняли индийское побережье и обеспечивали с моря операции сухопутных сил Британской Индии. Флот независимой Индии изначально перенял эту слабость, во главе его стояли британские адмиралы, а в Лондоне лелеяли мечты о том, что Индия так и останется форпостом Британской империи в Азии, причем ее флоту отводилась привычная вспомогательная роль: охрана прибрежных коммуникаций и оборона побережья. Для этой цели, по мысли британских стратегов, подводные лодки Индии не требовались — в отличие от тральщиков, фрегатов, корветов и легких авианосцев. Поэтому все попытки Нью-Дели договориться с Лондоном о покупке ПЛ по сниженной цене и подготовке экипажей для них оканчивались провалом. Прорыв произошел лишь в конце 1960-х годов, когда Индия окончательно определилась со внешнеполитическим курсом и сблизилась с СССР, который и построил для индийцев первые (дизельные, а не атомные) подводные лодки.

Первые теоретические изыскания в сфере атомного подводного судостроения начались в Индии в рамках «проекта 932» в середине 1970-х годов. Эти работы продвигались достаточно медленно — как в силу недостатка специалистов, так и не самого активного финансирования, и с начала 1980-х годов командование Бхартия Наусена (индийский флот) задумалось о возможности получения атомной субмарины иностранной постройки. Нужно отметить, что к этому времени опыт эксплуатации субмарин вообще у индийских моряков был крайне ограниченным.

Реальным шансом получить атомную подлодку без крупного международного скандала было арендовать ее у СССР. Продажа субмарины, даже, разумеется, исключительно с неядерным вооружением, была невозможна в силу ограничений на распространение делящихся материалов, и аренда с сохранением контроля советской стороны за работой реактора становилась единственным вариантом.

На тот момент атомные субмарины строились также в США, Великобритании и Франции, но в глазах Вашингтона и Лондона Индия выглядела если не советским клиентом, то явно «розовой», а Париж при всем своем диссидентстве той поры в отношении НАТО на подобную сделку не пошел бы.

Советско-индийские переговоры завершились решением о передаче Индии в аренду на три года атомной подводной лодки К-43 проекта 670. Это была многоцелевая субмарина, оснащенная, помимо торпедных аппаратов, пусковыми установками на восемь противокорабельных крылатых ракет П-70 комплекса «Аметист». Для 1970-1980-х годов лодки этого проекта оценивались как весьма современные, к их достоинствам относилась низкая шумность и способность атаковать надводные цели крылатыми ракетами без использования внешнего целеуказания — по данным собственной гидроакустической аппаратуры.

Ниже: Cоветская подводная лодка проекта 670 «Скат» К-43 в составе флота Индии под именем Chakra

  •  © iz.ru

Обнаружение этих субмарин на дальности эффективного применения ракет П-70 (до 80 км) представляло собой серьезную проблему даже для американских противолодочных сил, а гарантий перехвата залпа из восьми маловысотных маневрирующих крылатых ракет на трансзвуковой скорости полета не дают и современные системы корабельной ПВО.

Подготовка к передаче началась в 1982 году, в 1984-м началось обучение индийского экипажа. Процесс шел с перерывами в основном по политическим причинам. От первоначально планировавшейся передачи двух лодок в итоге отказались, оставив одну. В итоге все детали удалось согласовать, и 5 января 1988 года на выведенной из состава ВМФ СССР К-43, получившей номер S-71 и имя «Чакра», был поднят индийский флаг.

В феврале 1988 года лодка пришла в Вишакхапатнам, где к тому времени уже была развернута необходимая инфраструктура. «Чакру» сопровождала группа советских специалистов.

За время аренды, продлившейся три года, лодка неоднократно участвовала в маневрах ВМС Индии, отрабатывались в том числе и специфические задачи — включая условную атаку авианесущей ударной группы (в роли вражеского авианосца выступал также недавно полученный Индией «Вираат», бывший корабль британского Королевского флота «Гермес»). Индийское руководство надеялось на продление аренды, однако советское руководство, под давлением США, отказалось от этого варианта, и 5 января 1991 года лодка была официально возвращена Советскому Союзу там же, где и получена тремя годами ранее — во Владивостоке, в бухте Малый Улисс. Вскоре после распада СССР К-43, как и остальные лодки проекта 670, вывели из состава ВМФ. В 2006 году она была разделана на металл.

Ниже: Подводная лодка Chakra на учениях в Адаманском море, 1988 год. На заднем плане — авианосец «Вираат»

  •  © iz.ru

Второй этап:

«Потеряв» советскую лодку Индия более плотно взялась за разработку собственной — стартовал проект ATV, итогом которого стало начало строительства субмарин типа «Арихант», конструктивно представляющих собой причудливую смесь технических решений советского дизельного проекта 877 «Варшавянка» (в 1985-2000 годах Индия получила 10 субмарин этого проекта) с национальными и западными техническими решениями. По мнению американских специалистов, технический уровень «Ариханта» и его показатели скрытности находятся на уровне американских субмарин типа «Стерджен» постройки начала 1970-х годов.

«Арихант» и следующие за ним лодки этого проекта представляют собой специфические корабли, главное оружие которых — баллистические ракеты средней дальности. Головная лодка, заложенная в 1997-м, была спущена на воду в 2009 году, вышла на испытания в 2014-м и формально передана флоту в 2016 году. Ее боеготовность регулярно ставится под сомнение, однако осенью 2018-го сообщалось, что «Арихант» успешно завершил свое первое патрулирование в рамках задач сдерживания.

Учитывая ограниченные возможности национального судостроения, и, как следствие, ТТХ как «Ариханта», так и его будущих одноклассников (ожидается, что флот получит еще три лодки, построенные по усовершенствованному проекту), ВМС Индии вновь решили обратиться за помощью к России.

К этому моменту политический климат сменился. В 2004 году было подписано новое соглашение об аренде двух АПЛ, теперь речь шла о многоцелевых субмаринах проекта 971. Предполагалось, что ВМС Индии получат оставшиеся недостроенными в Комсомольске субмарины 518 и 519 заказов — соответственно К-152 «Нерпа» и не получивший тактического номера «Ирбис». К-152, заложенную в 1993 году, в итоге достроили с рядом изменений по проекту 971И. Субмарина была спущена на воду в 2006-м, прошла цикл испытаний (в ходе испытаний 8 ноября 2008 года на лодке произошло нештатное срабатывание системы пожаротушения, приведшее к гибели 20 человек), и наконец передана Индии в конце 2011 года в аренду на 10 лет. Не мудрствуя лукаво руководство индийского флота присвоило новой субмарине уже обкатанный тактический номер и имя S-71 «Чакра».

Лодка имеет несколько отличающийся от остальных субмарин проекта 971 состав вооружения — в частности, на ней нет «тяжелых» 650 мм торпедных аппаратов. Восемь 533 мм торпедных труб могут использоваться как для пуска торпед и постановки мин, так и для запуска крылатых ракет комплекса «Клаб» — экспортная версия «Калибра», отличающаяся урезанной до 300 км максимальной дальностью полета.

Как и предшественница, новая «Чакра» активно используется ВМС Индии — выходя в море заметно чаще, чем «Арихант».

С арендой второй лодки, которая была предусмотрена соглашением 2004 года, дело не заладилось. 519-й заказ был слишком в низкой степени готовности (ряд заготовленных для него систем использовали в том числе для достройки «Нерпы»), и его достройка потребовала бы серьезных переделок. Тем не менее желание получить еще одну субмарину у Индии не ослабевало.

«Чакра» номер три

Некоторое время в прессе обсуждалась возможность передачи в аренду головного корабля нового проекта 885 — «Северодвинск», но подобные слухи вряд ли стоит воспринимать всерьез. С учетом использования корпусного задела недостроенных лодок проекта 971 для постройки ракетоносцев проекта 955 вариантов оставалось совсем немного, и в итоге они свелись к выбору из числа наличных субмарин проекта 971, находящихся в составе ВМФ России.

Передача строевой лодки отпадала — с учетом необходимости доводки «под пожелания заказчика» субмарине всё равно предстоял бы серьезный ремонт, и это сводило выбор собственно к ремонтирующимся представителям проекта. Некоторое время кандидатом «в Индию» считали К-322 «Кашалот», но объем изменений на этой субмарине, одной из первых строевых проекта 971, оказался слишком велик.

В итоге выбор Индии пал на 517-й заказ — К-295 «Самара». Эта лодка, заложенная в ноябре 1993-го, была благодаря заделу по корпусам и оборудованию построена довольно быстро и вошла в состав флота летом 1995-го под именем «Дракон» («городское» название К-295 получила в 1999 году). Лодка неоднократно выходила на боевую службу, участвовала в ряде крупных учений, и к 2014 году выработала ресурс. Было принято решение о модернизации субмарины по проекту 971М с обновлением оборудования, вооружения и продлением срока эксплуатации еще на 15-20 лет, однако в итоге, видимо, модернизация лодки состоится в интересах нового заказчика.

Не считая «Самары», в составе ВМФ РФ на сегодня находится 10 субмарин проекта 971, четыре из которых в строю остальные проходят ремонт или модернизацию.

Как изменится технический облик лодки — сказать сложно, но дешевым удовольствие явно не будет — цена проекта, по информации некоторых СМИ, превышает $3 млрд.

Ремонт и модернизация лодки под требования нового заказчика вряд ли займет меньше 4-5 лет, что означает необходимость продления срока аренды «Нерпы» — терять квалификацию подготовленных на этой субмарине специалистов индийцы больше не хотят.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 0
    Holso Stitchred Holso Stitchred
    09.03.1916:14:29

    Повтор.

    • 3
      Седое Лихо Седое Лихо
      09.03.1916:47:56

      Вы правы… блин… Предыдущую статью модераторы перенесли в «Личный блог» автора. Из-за этого её и не заметил. Что же. Если удалят или тоже в «Личный блог» перенесут — значит судьба. Но сам удалять не буду — жалко… как-то так.

      Отредактировано: Седое Лихо~16:59 09.03.19
    • 1
      Doc Doc
      10.03.1915:33:36

      Статья хорошая, спасибо. Но логика модераторов, которые моё сообщение поместили в личный блог, а ваш — нет мне не понятна.     Возможно, отдыхают. Пусть отдыхают. +

  • 0
    ЧИВАПЧИЧИ ЧИВАПЧИЧИ
    09.03.1916:43:57

    какой резон индусам брать лодки в аренду? через 10 лет ни денег, ни лодки

    Отредактировано: ЧИВАПЧИЧИ~16:44 09.03.19
    • 3
      Нет аватара Юрген
      09.03.1916:51:00

      Через 10 лет новую возьмут. Они этим с советских времен занимаются.

      • 0
        ЧИВАПЧИЧИ ЧИВАПЧИЧИ
        09.03.1919:25:45

        так почему сразу не купить себе

        • 2
          Нет аватара Юрген
          09.03.1919:30:57

          Ремонт, утилизация — они не умеют ни того, ни другого.

        • 0
          Нет аватара opt1mist
          10.03.1910:18:53

          Купить нельзя — передача ядерного объекта военного назначения, при лизинге хотя бы на бумаге остается контроль со стороны производителя.

          Отредактировано: opt1mist~10:19 10.03.19
    • 1
      Нет аватара Johnny Mnemonic
      09.03.1920:34:46

      у нас лодок полно, но профит они так же не генерят. через 10ть лет другую АПЛ возьмут в аренду. Не стоит забывать что АПЛ на планете Земля самый сложный комплекс и продукт, космические аппараты(не ракетоносители хотя они так же сложны) были бы на том же уровне кабы у них был реактор. АПЛ в миру как бы никто особо друг другу не продает — они и так то стоят миллиарды, а на продажу будут стоить миллиарды миллиардов. Самим освоить изготовление подобного продукта видать пока не под силу. Посмотрите сколько АПЛ у Китая даже не говря о их так сказать качественном уровне (поколении) и многое станет понятно.

  • 4
    Нет аватара NeoGeography
    09.03.1916:57:39

    Хорошо написанная статья

  • 0
    Natiksoldatik Natiksoldatik
    09.03.1918:07:26

    А почему такая разница. За первую лодку 900 млн, за вторую 3,3 млрд?

    • 5
      Нет аватара Иван Кутузов
      09.03.1918:29:50

      Наверное, первую НАМ очень нужно было пропихнуть, а третью ИМ очень нужно получить.

      Нормальная психологическая составляющая коммерции    

    • 0
      Нет аватара Johnny Mnemonic
      09.03.1920:57:34

      я так понгимаю что в этой лодке будут все ништяки и хотелки что захотят индусы, то есть практически новый проект потому ценник впринципе нормальный. по сути это продажа лодки в лизинг — потому как нашему ВМФ после такой модернизации она нафиг не упала .После окончания срока аренды она прийдет в РФ на плановый ремонт и будет продлен контракт на аренду вот и все. Конечно в том случае если лодка будет удовлетворять потребности индийских мореманов.

      Как по мне для индусов это очень разумный подход, да дорого — но вариантов на рынке лучше и дешевле нет — потому как нет самого рынка. А сами они не могут.

      • 1
        Нет аватара Юрген
        09.03.1921:40:21

        Не будет там нового проекта. Скорей всего модернизируют по типу «Леопарда» плюс упрощенное радиоэлектронное оборудование.

        • 0
          Нет аватара Johnny Mnemonic
          09.03.1922:17:50

          ну как по мне любая переработка это новый проект ) учитывая что послать юзеров не получится — продукт в аренде. Потому прийдется делать то что хотят, а вообще конечно пофиг что там кто хочет и может. Индусы сами не могут, потому пусть кушают что дают )

  • 4
    Евгений Образцов Евгений Образцов
    09.03.1919:17:26

    смешанные чувства, надеюсь все + в размере 3,3 миллиарда $ поспособствуют скорой закладке лодки 5-го поколения известной как «Хаски»

    • -5
      Нет аватара Johnny Mnemonic
      09.03.1921:05:47

      ой есть сильные сомнения что нужны новые АПЛ. стоят дорого, но не воюют. мир изменился теже пендосы свои АПЛ юзают для запуска КР, стратегов перевооружают на топоры для тех же целей как бомбовозы. в нынешние времена нужны средства доставки десанта и его поддержки, очень нужны УДК типа Мистраль. Многоцелевые лодки конечно так же нужны, но нужны дешманские многоцелевые которые смогут заменить Щуку, потому как Ясень крут, но не золотой он брильянтовый. Пусть лучше проектировщики подольше поработают, но создадут лодку подешевле и не хуже Ясеня по средствам поражения.

      • 1
        Герман Мальцев Герман Мальцев
        09.03.1921:16:20

        Мистраль может работать только при слабой ПВО. А у нас условные противники с условно сильной ПВО. Так что мистраль то нам и не нужен.

        • 0
          Нет аватара Юрген
          09.03.1921:34:01

          А наши БДК могут работать при сильной ПВО?

        • -2
          Нет аватара Johnny Mnemonic
          09.03.1922:10:18

          мил человек вы немного веком ошиблись походу — все военные конфликты в которых участвует РФ последние несколько десятков лет как бы происходят без использования истребительной авиации, хотя ястреба почетно сопровождают бомберов в той же Сирии .

          Есть реальность, а есть вымысел. Вот Мистали это реальность которой нас лишили в проекции силы .Причем лишить должны были еще когда была наезд на Муамара Каддафи, точнее когда мы должны были вступиться за него. Но увы и ах. Ливию слили. Нехотели конфронтации с так называемыми партнерами в ЕС. В итоге отступать пришлось до Сирии, а за Дамаском была бы Москва .

          Можно сделать анализ пользы подводного атомного флота в этой череде событий и прийти к выводу что эффективность 0.0. Кто прекрывал жопу подводой нашей групировке в водах Сирии — дизелюги, при этом проказывая зубы запуском КР в рамках операции .

          А вот все что летало ой как помогло в Сирии. Даже Кузя хоть по сути авианесущий крейсер обеспечения ПВО-ПРО пытался делать что мог .

          Ну и главное что ест Мистраль — это база для ССО которые имеют в поддержку ударные и десантные вертолеты. Думаю значение действий ССО обсуждать не будем, результат на лицо и так.

          • 6
            Natiksoldatik Natiksoldatik
            10.03.1900:16:21

            Муамара Каддафи, точнее когда мы должны были вступиться за него.

            Почему это мы должны были за него вступаться?

            Он что, у нас что-то из вооружения закупал? Да ничего. Вообще ничего.

            А ведь мог, деньги у него были. Ничего у нас не покупал.

            Или он нам военные базы на своей территории разместить разрешил? Нет. Нефть добывать- нет.

            Почему мы должны были за него вступаться? Потому что он боевиков на Кавказе поддерживал, или потому что поддержку Ющенко оказывал? Или за то что он Саркози спонсировал? За что?

            • -9
              Нет аватара Johnny Mnemonic
              10.03.1900:21:28

              смешной вы ))) можно было и Ассада слить, он тоже не идеален )) а затем и Рамзана, а затем ну сами додумайте )))

              • 6
                Natiksoldatik Natiksoldatik
                10.03.1900:38:04

                Это вы думайте. Пример Каддафи, это пример для всех ,как не надо себя вести с Россией.

              • 0
                ЧИВАПЧИЧИ ЧИВАПЧИЧИ
                10.03.1904:25:48

                ну вообще то можно было бы

                • -1
                  Нет аватара Johnny Mnemonic
                  10.03.1913:13:00

                  так давайте сразу сольем северный Кавказ по совету наших дермакратичных друзей из Брусселя — Рамзан не лучше Ассада, а там дело и до ВВП дойдет и раздела РФ — хороший у вас подход хатаскрайний.

                  • -1
                    ЧИВАПЧИЧИ ЧИВАПЧИЧИ
                    10.03.1915:30:57

                    асад левый человек, как и его страна, а чечня субъект рф. и путин не равно россия. россия была до путина, будет и после него

            • 2
              Нет аватара sergelec
              10.03.1915:13:45

              Плюс он нас прокатил с контрактом на постройку железной дороги.

  • -1
    Нет аватара Дима1
    10.03.1913:37:16

    Вторую жизнь получит лодочка.Хоть не сгниет как остальные

  • 0
    Нет аватара SSSEE
    10.03.1913:51:47

    Только числа 8го мая министр обороны заявил, что в этом году наш флот получит 2 АПЛ и 1 дизельную! И сегодня при очень хорошем темпе развития технологий и модернизации всего и вся в нашей стране всё быстро ускорится — новые лодки сильно мощнее построим.

    • -1
      Нет аватара Дима1
      10.03.1914:13:33

      Это из тех бореев и ясеней которых по десять штук к 20му собирались

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,