102

Завершается разработка малоразмерного турбовального двигателя (ТВД) ВК-800

В России завершается разработка малоразмерного турбовального двигателя (ТВД) ВК-800. Об этом заявил ведущий конструктор проекта силовой установки Виталий Логинов, выступая на научно-техническом семинаре в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П.И. Баранова. По его словам, в 2020 году планируется сертификация самолёта, оснащённого ВК-800.

  •  © cdni.rt.com

«Уже прошла макетная комиссия с участием специалистов сертификационного центра ЦИАМ. В этом году рассчитываем на плотную работу с институтом: планируем использовать стендовую базу ЦИАМ и НИЦ ЦИАМ для проведения сертификационных испытаний. Уже обсуждены технические задания и разосланы проекты договоров», — сказал Логинов.

В 2020 году в России планируется сертифицировать самолёт с новейшим турбовальным двигателем (ТВД) ВК-800. В 2019 году агрегат должен пройти стендовые испытания. ВК-800 — семейство двигателей для лёгких самолётов и вертолётов грузоподъёмностью 1—1,5 т. Российские силовые установки должны заменить иностранные моторы. По мнению экспертов, новый двигатель придаст стимул для развития авиационной промышленности и региональных перевозок, а также снизит зависимость от зарубежных производителей.

ВК-800 разрабатывается на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА, Екатеринбург) и в «ОДК-Климов» (Санкт-Петербург). В ближайшее время двигатель самолётного типа (ВК-800С) будет собран «в железе» для проведения сертификационных испытаний.

«В 2018 году прошли испытания первые опытные двигатели, на них отработано более 60 успешных запусков. Для проведения лётных испытаний двигателя в составе самолёта выделено два самолёта региональной авиации, один из них переоборудуется в летающую лабораторию», — говорится на сайте ЦИАМ.

Серийное производство ВК-800 будет развёрнуто сразу после получения сертификата. Сборкой двигателя займётся научно-производственный центр «Лопатки. Компрессоры. Турбины» (вблизи Волоколамска). Данное предприятие выпускает большую часть комплектующих для ВК-800. Остальные агрегаты производят Омское моторостроительное конструкторское бюро, «ОДК — Пермские моторы», «Металлист-Самара», УНПП «Молния» (Башкортостан).

«Разработка ориентирована на создание современного надёжного, лёгкого и недорогого экономичного двигателя. Уровень параметров двигателя выбран исходя из условия применения отработанной модели центробежного компрессора и одноступенчатых неохлаждаемых турбин. Эти особенности упрощают конструкцию двигателя и снижают затраты на его производство и эксплуатацию», — отмечается на сайте «ОДК-Климов».

Переход на новое семейство

ВК-800 станет турбовальным двигателем, на основе которого будут созданы силовые установки для самолётов лёгкого класса и вертолётов грузоподъёмностью 1—1,5 т. Как пояснил RT исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, «это будет семейство двигателей на базе единого газогенератора».

«У всех силовых установок будет общая размерность, однако для каждой машины наши инженеры разработают отдельную модификацию двигателя с учётом специфики, режима полёта и пр. Подобная унификация широко используется в мире, так как позволяет снизить издержки на разработку и серийное производство», — отметил Пантелеев.

На текущий момент известно, что после завершения сертификационных испытаний ВК-800 будет устанавливаться на многоцелевой самолёт L-410UPV-E20, производство которого с 2016 года локализовано на Уральском заводе гражданской авиации. Эта машина широко используется в регионах РФ для перевозки грузов (около 1 т) и пассажиров (до 19 человек). Также небольшим авиапарком владеет Минобороны.

L-410 был создан чехословацким предприятием Let (сейчас — Aircraft Industries) в конце 1960-х годов для местных авиалиний стран соцлагеря. Основным заказчиком этой машины стал Советский Союз. В СССР было продано свыше 800 единиц.

L-410 оказался экономичным, неприхотливым и удобным в эксплуатации многоцелевым самолётом. В связи с высоким спросом его неоднократно совершенствовали. В настоящее время 100% акций Let Kunovice принадлежат Уральской горно-металлургической компании.

«L-410 — крайне удачный самолёт, особенно для российских условий. Потребность в нём по-прежнему очень велика. При установке нового бортового оборудования и замене отдельных агрегатов и узлов это современная машина, обладающая неплохим экспортным потенциалом. Вполне логично, что в России приняли решение локализовать производство L-410 на Урале», — отметил Пантелеев.

Разработка российского двигателя имеет важное значение, поскольку сейчас на L-410 устанавливаются моторы М601 и H80 чешской компании GE Aviation Czech (Walter), которая входит в состав подразделения американской корпорации General Electric. Появление же ВК-800 избавит УЗГА от необходимости приобретать иностранные агрегаты.

По информации «ОДК-Климов», линейкой ВК-800 планируется оснащать лёгкие многоцелевые вертолёты «Ансат», Ка-226, Ка-126 (Ка-128), Ми-54 и другие отечественные винтокрылые машины, на которые сейчас ставят зарубежные двигатели. Так, на «Ансате» установлен американский агрегат РW-207K, а Ка-226 летают на моторах Rolls-Royce (Великобритания) и Safran Helicopter Engines (Франция).

«К большому сожалению, Россия оказалась практически лишена собственных двигателей для авиационной техники лёгкого класса. Это отголоски недостаточного внимания к малой авиации со стороны советского государства и следствие экономического краха 1990-х годов. В результате наша промышленность была вынуждена создавать вертолёты без отечественных двигателей», — пояснил в беседе с RT заслуженный лётчик РФ Владимир Попов.

Однако эксперт уверен, что с началом серийного выпуска ВК-800 ситуация кардинально изменится.

По его мнению, переход отечественной авиации на новое семейство силовых установок завершится в течение 2020-х годов. Западные санкции, как считает Попов, лишь придадут положительную динамику процессу импортозамещения.

«Благодаря ВК-800 авиационная промышленность получит дополнительный стимул для развития. Теперь на все лёгкие вертолёты и самолёты можно устанавливать отечественные двигатели, которые ничем не хуже импортных. Можно ожидать, что после этого спрос на продукцию авиации лёгкого класса возрастёт, в том числе со стороны государственных заказчиков, включая силовые структуры, предпочитающие не покупать технику с зарубежными агрегатами», — заявил Попов.

«Фактически новое поколение»

ВК-800С превосходит зарубежные аналоги по ряду характеристик — взлётная мощность (900 л.с. против 850 л.с. у чешского H80) и экономичность. Что касается удельного расхода топлива, то у российского двигателя он составляет 0,243 кг/л.с. в час, тогда как у H80 — 0,269, у М601 °F — 0,287. Как полагают эксперты, ВК-800С соответствует всем современным требованиям.

В ближайшие годы отечественные инженеры планируют разработать более совершенные модификации ВК-800. Выступая на конференции в ЦИАМ, проректор по научной работе МАИ Юрий Равикович предложил отказаться от масляной системы и создать «сухой» двигатель — такой тип агрегата отличается повышенной мощностью и надёжностью.

  •  © cdni.rt.com

«Если говорить о вертолётостроении, то ВК-800 для нашей страны — это фактически новое поколение. „ОДК-Климов“ обладает большим опытом и серьёзным компетенциями в производстве таких двигателей, как ТВ2-117 и ТВ3-117. Но это силовые установки советской эпохи, а ВК-2500 был создан в 2001 году в кооперации с запорожским „Мотор-Сич“. В свою очередь, ВК-800 создаётся, можно сказать, с нуля. Причём все комплектующие, как утверждает разработчик, будут российскими», — сообщил Пантелеев.

Как отмечает ЦИАМ, «создание семейства двигателей на базе газотурбинного ВК-800 для авиационной техники стало инструментом решения государственной задачи по развитию национальной транспортной сети, в частности регионов Сибири и Дальнего Востока»

Непосредственную поддержку проекту оказывает Минпромторг.

Владимир Попов убеждён, что появление на рынке ВК-800 станет стимулом для развития малой авиации и внутрирегиональных перевозок в РФ. По его словам, новый отечественный двигатель естественным образом снимет ограничения, которые существуют у производителей авиационной техники из-за зависимости от зарубежной продукции.

«Я думаю, что семейство ВК-800 будет конкурентоспособным и при должной господдержке вытеснит с внутреннего рынка западные движки. Счёт будет идти на сотни единиц, а это означает, что вложенные в разработку средства окупятся достаточно быстро. К тому же мы полностью закрываем вопрос с санкционными рисками. Большие перспективы открываются и для малой авиации, которая играет роль кровеносной системы в экономике наших регионов», — подчеркнул Попов.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 14
    moskovskiy-310 moskovskiy-310
    09.03.1911:01:47

    мне кажется,это очень хорошая новость! Россия должна развиваться в том числе и за счёт малой авиации

    Отредактировано: moskovskiy-310~11:01 09.03.19
  • 8
    Нет аватара Сергей К.
    09.03.1911:04:50

    Удачи!

  • 7
    Нет аватара foxkeys
    09.03.1912:43:52

    Это действительно хорошая новость.

    Современные двигатели диапазона 800-1000л.с. крайне необходимы как для малой авиации (о чем уже писали), так и для сельхозавиации (которая пребывает ныне в крайне печальном состоянии). Да и военным они нужны — для различных беспилотников.

    Вечная проблема курицы и яйца. С одной стороны — любой самолет проектируется «вокруг двигателя». Значит, чтобы начать проектировать самолет — нужно этот самый двигатель иметь. А с другой стороны — проектирование двигателя — крайне дорогое удовольствие и начинать его без предзаказов (или хотя-бы соглашений о намерениях) — желающих мало.

    Вот и «висит» эта тема с перестроечных времен…

    • 3
      Нет аватара Zemos
      09.03.1913:58:05

      для сельхозавиации (которая пребывает ныне в крайне печальном состоянии).

      В сельхозавиации активно применяют беспилотники сейчас. Да и в принципе, то что связано с патрулированием лесов, границы и т. д. сейчас активно переводят на беспилотники.

      • 0
        Максим Николаев Максим Николаев
        10.03.1906:14:58

        А что это за беспилотники применяют в СХА (желательно на несколько десятков гектаров)? Нашел только японский вертолет для распыления удобрений виноградников.

  • 9
    Павел П Павел П
    09.03.1914:22:27

    В статье забыли упомянуть ещё одну нишу применения двигателя, это тяжёлые военные беспилотники.

  • 0
    Andrey Sibir Andrey Sibir
    09.03.1919:15:40

    Только работы надо ускорять. А так — просто замечательно!

  • 0
    Нет аватара Altair88
    09.03.1919:45:24

    Петух клюнул, вот и зашевелились. Так глядишь все запретят и экономика в стране появится.

    • Комментарий удален
  • Комментарий удален
  • 2
    Федя Крюков Федя Крюков
    10.03.1901:03:22

    Чтобы немного понимать перспективы этого двигателя: он существует (в вертолётной модификации) уже более 10 лет. За это время он не то, что не полетел, но программу его разработки закрыли на уровне ОДК, поэтому его пытаются пропихнуть вне ОДК через АО «УЗГА», которая не входит в ОДК. Закрыли программу, как вы понимаете, не по причине ее перспективности. Последнее что я знаю о работоспособности этого двигателя (от бывших сотрудников «Климова») — это что он на режим периодически выйти не может. То есть банально не запускается, ввиду определённых технических решений, заложенных в двигатель. Что там просто по параметрам получается — одному Богу известно. Так что если этот двигатель поставят на самолёт к 2020 году, то трудовой подвиг будет сравним со строительством Крымского моста, только не поперёк пролива, а вдоль. Дай Бог, его уже сейчас полностью переработают, а не получится как с ТВ7-117, который до надежной эксплуатации вяло допиливают уже 30 лет под красивые речи болтунов, вместо того, чтобы бросить и сделать уже по-настоящему новый двигатель.

    Увы, в нашем отечестве в последние несколько десятков лет не спрашивают за красивые слова, не подкреплённые реальным результатом. В итоге все держится на совести конкретных руководителей, а совесть штука такая — есть не у всех. Поэтому я предлагаю «запомнить этот твит» всем неравнодушным людям и дождаться 2020 года, чтобы точно знать в кого стоит бросать камни — в безымянного юзера, который тут очерняет успехи страны в угоду себе, или в тех, кто в статье поёт дифирамбы, а потом сползет в кусты. Страна должна знать своих героев — в хорошем и в плохом смысле слова.

    Отредактировано: Федя Крюков~01:19 10.03.19
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,