117

Экспортные достижения АПК России в 2018 г. Часть 4: напитки, пищевые компоненты, корма

Окончание отраслевого обзора, посвящённого достижениям российского АПК в экспорте, составившем в 2018 г. рекордную величину около 25 млрд долл.

Часть 1 (растениеводство)

Часть 2 (животноводство и рыболовство)

Часть 3 (продукты питания)

  •  © ru.all.biz

Пищевые компоненты

Экспорт дрожжей в 2018 г. вырос на 14% до 174 тыс. т, что стало очередным историческим максимумом. Рост идёт непрерывно с 2008 г. В стоимостном выражении экспорт составил 83 млн долл. (+57%). Главным драйвером последние два года являются более дорогие активные дрожжи. С 2016 г. Россия выступает крупнейшим в мире экспортёром дрожжей, опередив Китай.

Экспорт пшеничной клейковины (глютена) в 2018 г. вырос на 27% до 34 тыс. т. Это новый исторический максимум, превзошедший пик 2016 г. В стоимостном выражении экспорт составил рекордные 56 млн долл. (+38%). В мировом масштабе Россия, как и год назад, заняла десятое место по экспорту глютена.

Экспорт мелассы (патоки) в 2018 г. вырос на 8,5% до 793 тыс. т, что стало новым историческим максимумом. В стоимостном выражении экспорт, как и год назад, составил 54 млн долл., что несколько ниже рекорда 2014 г. Второй год подряд Россия выступает крупнейшим в мире экспортёром мелассы!

  •  © Фото из открытых источников

Экспорт этилового спирта в 2018 г. вырос на 5,2% до 121 млн л. Это максимальный показатель с 1998 г., в середине 90-х вывозилось до 200 млн л в год. В стоимостном выражении экспорт составил 53 млн долл. (-6,8%).

Экспорт солода в 2018 г. вырос на 103% до 108 тыс. т. Это новый максимум в новейшей истории России, прежний пик был в 2015 г. В стоимостном выражении экспорт составил рекордные 46 млн долл. (+103%).

Экспорт крахмала в 2018 г. вырос на 52% до 35 тыс. т, это лучший результат в новейшей истории России. Второй год подряд фиксируется большой прирост. В стоимостном выражении экспорт составил рекордные 12,4 млн долл. (+38%).

Экспорт глюкозно-фруктозного сиропа в 2018 г. вырос на 104% до 31 тыс. т, что стало новым максимумом в новейшей истории России. В стоимостном выражении экспорт составил рекордные 9,9 млн долл. (+61%).

Напитки

Экспорт пива в 2018 г. вырос на 18,2% до 307 млн л. Это третий результат в истории, немного уступающий показателям 2016 г. (320 млн л) и 2008 г. (310 млн л). В стоимостном выражении экспорт составил 151 млн долл. (+17%).

Экспорт безалкогольных напитков (не считая питьевой воды) в 2018 г. вырос на 17% до 280 млн л, что стало новым историческим максимумом. В стоимостном выражении экспорт составил 150 млн долл. (+16,3%), что тоже стало новым рекордом.

Экспорт растворимого кофе в 2018 г. вырос на 13,1% до 21 тыс. т, что стало очередным историческим максимумом. За последние 6 лет поставки выросли в 2,8 раза. В стоимостном выражении экспорт составил 130 млн долл., чуть меньше рекорда предыдущего года. Ещё 5,5 тыс. т на 20,1 млн долл. (рост на 22% и 20% соответственно) составил экспорт смесей на основе растворимого кофе. По экспорту растворимого кофе Россия в 2018 г. впервые вошла в десятку ведущих стран мира, опередив Колумбию.

Экспорт фасованного чая в 2018 г. вырос на 12,5% до 18,4 тыс. т, обновив исторический максимум прошлого года. Третий год подряд фиксируется существенный рост поставок. В стоимостном выражении экспорт составил 96 млн долл. (+6%) — второй результат после максимума 2008 г. (109 млн долл.). В мировом масштабе Россия уверенно входит в десятку ведущих экспортёров фасованного чая, а по чёрному чаю — в пятёрку.

Экспорт соков в 2018 г. вырос на 15,7% до 61 тыс. т. Это третий результат в истории, уступающий только рекордным показателям 2004 г. (81 тыс. т) и 2003 г. (67 тыс. т), когда очень большие закупки осуществляла Белоруссия. В стоимостном выражении экспорт составил 41 млн долл. (+15,5%).

Корма

Экспорт кормов всех видов (кроме непосредственно кормовых растений) в 2018 г. вырос на 8,7% и составил 4,47 млн т, обновив исторический максимум. В стоимостном выражении экспорт составил 1084 млн долл. (+25%), что является вторым результатом в истории после максимума 2014 г., когда сельхозпродукция стоила значительно дороже.

В товарной структуре экспорта кормов наибольший вес имеют:

  • свекловичный жом — 1279 тыс. т (+21%) на 186 млн долл. (+39%), новый исторический максимум по обоим параметрам;
  • жмых и шрот подсолнечника — 1160 тыс. т (-9,9%) на 225 млн долл. (+20%), поставки снижаются в связи с ростом внутреннего спроса;
  • остатки переработки зерна (отруби и пр.) — 1004 тыс. т (-3,3%), второй результат в истории, на рекордные 142 млн долл. (+6,4%);
  • соевый шрот и жмых — 413 тыс. т (+37%) на 206 млн долл. (+45%);
  • рапсовый шрот и жмых — 230 тыс. т (+65%) на 57 млн долл. (+92%).

Важными статьями являются также готовые корма для животных, поставки которых выросли на 12,3% до 113 тыс. т (145 млн долл., +9%) и рыбная мука, отгрузки которой возросли на 13,9% до рекордных 70 тыс. т (88 млн долл., +19%).

В мире по общему экспорту кормов Россия находится в начале второго десятка стран. При этом по свекловичному жому Россия с 2012 г. выступает крупнейшим мировым экспортёром, по подсолнечному жмыху и шроту уверенно занимает второе место в мире, по остаткам переработки зерна поднялась на второе место в 2017 г. и осталась на нём в 2018 г.

  •  © Фото из открытых источников

Подготовлено на основе анализа данных ФТС России, Росстата, Trade Map и архивных статистических справочников.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 5
    Holso Stitchred Holso Stitchred
    08.03.1921:00:45

    Как всегда интересно и информативно. Только возник вопрос: соки не включают в группу безалкогольных напитков?

    Отредактировано: Holso Stitchred~21:06 08.03.19
    • 10
      Нет аватара nabludatel71
      08.03.1921:43:23

      В безалкогольные напитки попадают нектары. А соки — идут отдельно. Иначе бы я их не выделял.

  • 0
    Нет аватара nabludatel71
    08.03.1921:46:04

    Да, совсем забыл.

    Уважаемые модераторы! У меня здесь один (даже, скорее, полтора) «санкционных» продукта. Если мешают — уберу.

    • 0
      Sergio Buk Sergio Buk
      08.03.1921:50:42

      Если они белорусские, то все нормально!

  • 8
    Сергей Котенко Сергей Котенко
    08.03.1922:11:50

    Интересны приличные объёмы экспорта продуктов переработки зерна. Обычно критиканы нам ставили в вину слабую переработку зерна и экспорт в основном чистого зерна. А тут глютен (34 тыс. тонн), сиропы (31 тыс. тонн), корма (4,47 млн. тонн), готовые корма для животных (113 тыс. тонн). Неплохо.

    А интересно, куда в основном гоним, в СНГ?

    • 3
      Нет аватара Cinik
      09.03.1902:01:39

      Крупнейшие покупатели — Турция и Латвия.

      Примерная разбивка

      Турция — 25%

      Латвия -10%

      Нидерланды — 9%

      Беларусь -8%

      Китай — 5%

      Далее в порядке убывания: Казахстан, Польша, Южная Корея, Дания, Германия.

      Там ещё есть Финляндия, Швеция, Италия, Испания, Англия, Ирландия.

      Отредактировано: Cinik~02:18 09.03.19
      • 0
        Нет аватара nabludatel71
        09.03.1922:28:37

        Крупнейшие покупатели — Турция и Латвия.

        Это вы корма кучей взяли, а там по видам существенные различия. Плюс Латвия — это в основном транзит в Европу, в ней немного задерживается.

        • 0
          Нет аватара Cinik
          10.03.1900:25:24

          Суть, что отнюдь не только СНГ.

    • 3
      Нет аватара nabludatel71
      09.03.1922:40:19

      А интересно, куда в основном гоним, в СНГ?

      Глютен — 75% Норвегия, 20% США.

      Сиропы — 100% СНГ.

      Зерновые остатки — 90% Турция.

      Жом — 80% Европа, 15% Марокко, раньше ещё много было в Турцию, но в 2018-м туда провал.

      Жмых и шрот подсолнечника — 50% Европа, 35% Турция, 12% СНГ.

      Соевый шрот — 85% Европа, 15% СНГ.

      Рапсовый шрот — 75% Скандинавия и Прибалтика, 25% - прочая Европа.

      Готовые корма (они входят в корма в общем) — 85% СНГ, остальное Монголия и немного ЕС.

  • 4
    Сергей Пышненко
    09.03.1904:49:45

    Интересно экспорт чая включает Иван чай, уверен Росии надо возобновлять широкий экспорт Иванчая, как было до войны. И отлично что вспомнили про промышленную коноплю.

    • 0
      Нет аватара nabludatel71
      09.03.1919:25:08

      Чай — это только чайный куст. Иван-чай и схожие штуки будут идти как травы, если навалом, и как прочие пищевые продукты, если в виде готового продукта (особенно если в смеси).

  • -3
    Бобер Бобров Бобер Бобров
    09.03.1910:14:44

    Что-то в последнее время разговоры пошли, что вся водка у нас из китайского спирта делается. Действительно много импортируем?

    • 5
      Нет аватара nabludatel71
      09.03.1919:29:09

      Очередная безумная страшилка. Уже не знают, в чём ещё Китай обвинить и как ещё обывателей попугать.     Китай — крупный импортёр спирта, своего не хватает, из Америки тащит, и не только. И метиловый, если что, он тоже импортирует — 40% мирового.

  • 0
    Holso Stitchred Holso Stitchred
    09.03.1910:22:25

    А как считаете, реально ли достичь прогнозируемого объема экспорта сельхозпродукции и продовольствия в 150 млрд долларов к 2035 году и войти хотя бы в тройку ведущих поставщиков?

    • 3
      Нет аватара nabludatel71
      09.03.1919:34:31

      150 млрд в 2035 г.     Где вы услышали такой бред? 45 в 2025-м будет огромным успехом. Но его вероятность — меньше 1%.

      И не стоит экстраполировать прежние темпы на предстоящие годы. Уже в нынешнем рост экспорта АПК случится, только если зерно резко подорожает, для чего нет никаких предпосылок.

      • 0
        Holso Stitchred Holso Stitchred
        09.03.1920:44:49

        Это не бред, это Минсельхоз: 1prime.ru/consumer_markets/20171030/828078925.html

        • 2
          Нет аватара nabludatel71
          09.03.1922:44:54

          Тогда это вдвойне бред.    

          У этого министра, помнится, было «Индонезия, Корея — да какая разница» и много чего ещё смешного. Предыдущая примерно в то же время писала в «Эксперте» про 100, но, вроде, к более раннему году. Наверное, у них аукцион был.    

          Аккуратно надо воспринимать слова Минсельхоза. Им время от времени сверху дают по шапке, чтобы думали, что говорят.

      • 0
        Юрий Липатов
        10.03.1912:28:45

        45 млрд реально. Думаю достигнут раньше.

        • 0
          Нет аватара nabludatel71
          10.03.1922:50:15

          Аргументы приведёте?

          • 1
            OptimoPrincipi OptimoPrincipi
            10.03.1923:37:48

            Ну можно было бы так рассуждать: в партнерских странах, которые покупают наше зерно, быстро растет население: в Египте в 2025 году будет 110 млн населения, сейчас — 94 (+15); в Индонезии будет 290, сейчас 265 (+25 млн). У арабов вообще взрыв рождаемости. Например, в Ираке население до 14 лет (дети и подростки) составляют почти 50% от всего населения! Ирак тоже покупает у нас зерно. Новые рты хотят есть. Население земли продолжает расти. Второй аргумент: все-таки наши продукты в КНР должны идти всё лучше в силу коньюктуры, попытке их переложиться частично из СШа в Россию по поставках сх продукции, а также рекламе наших продуктов в Китае как «экологически чистых» — так сами китайцы считают, хотя такое мнение для кого-то удивительно в России. Мы то свои продукты привыкли обхаивать. Короче, ветер надувает паруса.

            • 0
              Нет аватара nabludatel71
              11.03.1911:45:51

              Нет, рассуждать надо так.

              Зерно в 2018 г. составило 40% экспорта АПК (10,4 млрд). Объём — рекордные 54 млн т. Доминирует пшеница (80%), по которой мы несколько лет лидируем, а в 2018 г. поставили абсолютный рекорд экспорта (в т.ч. за счёт неурожая у конкурентов) — 44 млн т. Рынок ячменя ограничен (30 млн т, Россия поставляет 5), по кукурузе нет ресурсов для большого роста экспорта с учётом повышения внутреннего спроса и ограниченности агроклиматических ресурсов (вывоз снижается 3-й год подряд). С учётом роста импортного спроса на пшеницу можно говорить о потенциале прироста экспорта до 10 млн т (урожай к рекорду надо будет повысить как минимум на 15, чтобы хватило и на внутренне потребление). При цене чуть больше 200 долл./т это даёт прибавку в 2 млрд долл. Ещё 0,5 млрд можно выгадать за счёт улучшения логистики (поставки малыми партиями имеют на 20-40 долл./т меньшую цену), ещё 0,5-1 млрд заложить на потенциальный рост мировых цен.

              Итого: прибавка по зерну к 2024 г. — не более 4 млрд долл.

              • 0
                OptimoPrincipi OptimoPrincipi
                12.03.1908:08:00

                Ну если вас не интересует общая стратегия, а интересна тактика, то она прописана в программе «Экспортная продукция АПК». Сумма в 45 млрд ведь не просто так с потолка сняли. Всю программу нам вряд ли покажут, но то что озвучивается -меры по расширению экспорта известны. Пропорции вклада такие:

                — продажи за рубеж зерновых предполагается нарастить в 1,5 раза до $11,4 млрд.

                — масложировой продукции — в 2,8 раза до $8,6 млрд

                — продукции пищевой и перерабатывающей промышленности — в 2,5 раза до $8,6 млрд

                — рыбы и морепродуктов — в 1,9 раза до $8,5 млрд

                — мясной и молочной продукции — в 4,7 раза до $2,8 млрд

                Откуда видно, что ваша оценка (4 млрд) по вкладу зерна в выполнение цифры 45 почти совпадает с цифрой закладываемой в программу — 3.8 млрд долл. По моему, это только подтверждает, что программа составленная по майским указам вполне реалистична. Кстати, если присмотреться, то центр тяжести роста смещается от зерна к другим видам продукции, которые должны вырасти в гораздо быстрее зерна.

                Если суммировать, то моя позиция такая: цифры не важны, важны усилия. Допустим, если программа к 2024 году будет «провалена» и вместо 45 млрд экспорта мы будем иметь 40 или даже 35 — то лично я буду рад, потому что это уже громадный успех. Меры, которые заложены в программу не могут не дать эффект — там и обнуление ставки НДС, создание экспортных центров, создание шести оптово-распределительных центров (ОРЦ), массированная реклама за рубежом (на создание сети атташе по АПК за рубежом — не менее 50 человек — выделено 4,7 млрд руб, деньги будет потрачено на проведение дегустационно-демонстрационных мероприятий, бизнес-миссий и экспозиций российских компаний АПК на международных выставках), ржд работает над логистикой, провинция активно готовится к расширению посевов. Это не может не дать эффект.

                • 0
                  Нет аватара nabludatel71
                  12.03.1914:05:52

                  Всю программу нам вряд ли покажут

                  Вам — да.    

                  это только подтверждает, что программа составленная по майским указам вполне реалистична

                  К сожалению, зерно — единственный пункт, не вызывающий вопросов. Использовал его просто для примера анализа.

                  И, да — по этой «реалистичной программе» экспорт зерна в 2018 г. оценивался в 7,5 млрд, а получилось 10,5 млрд. План на 2019 — 7,6.    

                  А по мясо-молочной должны были с 0,6 в 2017 г. выйти на 0,95 в 2018-м и 1,1 в 2019-м. В 2018-м не вышло даже 0,7, а в 2019-м не будет даже 0,8. Увы.

                  цифры не важны, важны усилия

                  Верно лишь отчасти. Например, на тот же АПК в расчёте на 1 долл. экспорта выделяется в разы больше средств, чем на промышленность. А в промышленности и шансов больше, и отдача для страны выше. Адекватные цели (при прочих равных) уменьшают неадекватные траты.

                  • 0
                    OptimoPrincipi OptimoPrincipi
                    13.03.1918:54:03

                    К сожалению, зерно — единственный пункт, не вызывающий вопросов. Использовал его просто для примера анализа.

                    Поживем — увидим. У меня нет такого ощущения. Как раз зерно — это продукт с самой низкой прибавочной стоимостью.

                    И, да — по этой «реалистичной программе» экспорт зерна в 2018 г. оценивался в 7,5 млрд, а получилось 10,5 млрд. План на 2019 — 7,6.

                    В 2017 случился сверх хороший урожай, поэтому продажи в 2018 били все рекорды. С учетом гораздо более скромного урожая в 2018 план продаж на 2019 весьма реалистичный.

                    Верно лишь отчасти. Например, на тот же АПК в расчёте на 1 долл. экспорта выделяется в разы больше средств, чем на промышленность. А в промышленности и шансов больше, и отдача для страны выше. Адекватные цели (при прочих равных) уменьшают неадекватные траты.

                    Не согласен. В сх один из самых высоких показателей производительности труда. Весьма небольшое число население производит продукции на миллиарды долларов. На современных комбайнах один человек может убрать поле, которое при СССР убирали 100 человек. Поэтому экспорт в расчете на 1 человека занятого в сх — показывает просто чудесные результаты.

                    Насчет нашей промышленности у меня есть свое мнение — нам не дадут развернуться в мире, рынки которого контролирует США. Поэтому мы больше работаем на внутренний рынок, чтобы поддерживать технологическую независимость. Ни наши самолеты, ни наши автомобили будь они хоть в 100 раз круче конкурентов, не завоюют мир. Просто не дадут. Задушат законными и подзаконными актами. Правительство и Путин это наконец поняли (до этого были иллюзии), поэтому рост наращивание экспорта происходит там, где «партнеры» не полностью контролируют рынки, где мы можем продавить имея сверхсильные карты на руках или в силу каких то других причин. Сх — как раз такая область, поэтому и усилия по росту сконцентрировали здесь. Аналогичная ситуация по газу — мы здесь можем просто продавить.

                    Отредактировано: OptimoPrincipi~18:54 13.03.19
                    • 0
                      Нет аватара nabludatel71
                      13.03.1921:11:32

                      В 2017 случился сверх хороший урожай, поэтому продажи в 2018 били все рекорды.

                      Так суть в том, что план создавался летом 2018 г.    

                      • 0
                        OptimoPrincipi OptimoPrincipi
                        14.03.1912:10:54

                        Сморите: программа по АПК рассчитана до 2024 году, т. е. она проектируется не в отдаленное будущее, где за результаты будет отвечать непонятно кто, а до конца срока ВВП. По сути Патрушев младший поставил на эту программу своё имя — тварь он дрожащая или право имеет? Ждать результатов этого забега не долго — всего несколько лет. Ваш скепсис понятен, но тут надо учитывать что тут мы имеем молодые амбиции и персональную ответственность чиновника помноженные на ресурс, который ему передали и весьма сжатые сроки на «посмотреть». Я сдержанно оптимистично смотрю в 2024 год. Я скорее по промышленному экспорту пессимист, там успех определяется широтой дружественной ойкумены, которую Россия по большей части растеряла. А кушать хотят все, поэтому рынок продовольствия менее идеологичен.

      • 1
        Нет аватара Bane
        10.03.1913:36:32

        Чтобы достичь 45 в 2025 году нужно расти ежегодно на 10%, в текущих ценах, без учета инфляции, а чтобы 150 в 2035 нужно ежегодно расти на 12%.

        • 1
          Нет аватара nabludatel71
          10.03.1922:56:12

          Темпы — не показатель. Надо смотреть абсолют.

          Чтобы достичь 45 в 2024 г. (как в указе) надо каждый год прибавлять по 3,2 миллиарда долларов, а чтобы получить 150 в 2035 — по 7,3 миллиарда. Почувствуйте разницу.

          Прирост не менее чем на 3 млрд нам удавался в 2007, 2011, 2012, 2017 и 2018 гг. При этом больше 4 никогда не получалось.

          • -1
            Нет аватара Bane
            11.03.1905:28:10

            Странная какая-то математика, зачем 7,3 сейчас наращивать? Когда будет 70 и выше, тогда и надо про 7,3 говорить.

  • 0
    KSN KSN
    09.03.1922:07:32

    Интересно кто в России основные экспортёры фасованного чая и какого в этих предприятиях чисто российская корзина акций?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,