49

Подписан договор о строительстве в Омской области катализаторного завода

  •  © www.omskportal.ru

Важный для развития Омской области проект «Газпром нефти» строительства катализаторного завода заручился поддержкой федерального и регионального правительств.

14.02.2019 года на Российском инвестиционном форуме в Сочи «Газпром нефть», Минпромторг РФ и правительство Омской области заключили специальный инвестиционный контракт по созданию высокотехнологичного производства катализаторов для ключевых процессов нефтепереработки.

Специальный инвестиционный контракт предусматривает обязательства «Газпром нефти» по строительству и организации работы современного комплекса производства отечественных катализаторов в Омске, а также гарантирует проекту стабильность налоговых и регуляторных условий со стороны государства. Комплекс мощностью 21 тыс. тонн катализаторов в год обеспечит независимость нефтеперерабатывающей отрасли от зарубежных поставщиков, создаст возможности экспорта продукции и сформирует новые высокотехнологичные рабочие места в регионе. Планируется, что строительство комплекса завершится в 2021 году.

Будущее катализаторное производство спроектировано по принципу полного технологического цикла, которое обеспечит выпуск компонентов катализаторов и носителей из сырья от российских поставщиков. Современные автоматизированные системы управления и оборудование позволят гибко модифицировать катализаторную композицию, адаптируя продукт под требования заказчика. Для контроля качества предусмотрены собственная аналитическая лаборатория и инженерный центр, в составе которого уже действует первая в России пилотная установка каталитического крекинга. Катализаторы и технологии их производства защищены 35 российскими и международными патентами.

На сегодня компания завершила предварительные работы по проекту, идет подготовка площадки будущего строительства.

Разработка инновационных технологий производства катализаторов ведется «Газпром нефтью» в сотрудничестве с ведущими российскими научно-исследовательскими институтами в области каталитических процессов. Высокотехнологичное производство катализаторов «Газпром нефти» позволит полностью обеспечить потребности российских НПЗ в катализаторах вторичных процессов переработки. Совокупная годовая мощность производства составит 21 тыс. тонн: 6 тыс. тонн катализаторов гидрогенизационных процессов и 15 тыс. тонн катализаторов каталитического крекинга. Это катализаторы для ключевых процессов вторичной переработки нефти, которые обеспечивают производство моторных топлив стандарта Евро-5.

«Мы первыми в России создаем масштабное производство современных каталитических систем для нефтепереработки, которое будет работать на основе отечественных технологий. В партнерстве с российскими учеными „Газпром нефть“ обеспечит выпуск продукции, превосходящей по своим характеристикам мировые аналоги. Новое производство будет ориентировано не только на внутренний рынок, но и сможет представить качественные российские каталитические системы зарубежным потребителям. Большую роль в создании этого направления играет системная поддержка, которую государство оказывает значимым инновационным проектам», — отметил председатель Правления «Газпром нефти» Александр Дюков.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 9
    Нет аватара drilling rig krilovka
    03.03.1909:09:51

    Если в СССР разработкой катализаторов занимались почти 90 отраслевых и академических институтов, из которых около 10 разрабатывали промышленные катализаторы, то сейчас в России это под силу всего трем институтам — в Краснодаре, Омске и Новосибирске. Соответственно и покупаем пока по некоторым отраслям химии и нефтепереработки до 100% импортных катализаторов у американской Grace и прочих Albermale. А это реально критический импорт.

    • -3
      Нет аватара rs
      03.03.1911:54:11

      Если мы сейчас катализаторы импортируем, а не экспортируем, значит в СССР эти 90 институтов занимались просто распилом гос. бюджета.

      Кивать на 90-е не надо, они не помешали лаборатории ИИ РАН стать мировым лидером, а в некоторых областях фактически монополистом. Причем без постоянных вливаний никогда не бедствовавших нефтянников.

      • 9
        Нет аватара drilling rig krilovka
        03.03.1912:56:05

        Развалили, в первую очередь, не институты, а производственные мощности по выпуску этих самых catalysts в 90-е, а потом уже НИИ за ненадобностью закрылись. Только в последнее время, осознав насколько важна эта сфера и, что западные «партнеры» могут в любой момент перекрыть поставки, начали шевелиться Газпром и другие.

        • 2
          Нет аватара Petr-2000
          03.03.1920:42:27

          что западные «партнеры» могут в любой момент перекрыть поставки,

          А как используются в данных технологиях палладий и платина? И как доли «Норникиля» в мировом производстве этих металлов может повлиять на подобные желания западных «партнеров»? Могут ведь и нарваться на несимметричную ответку в виде экспортных заградительных пошлин на эти металлы из России, после которых 40% всех катализаторов в мире ( включая и автомобильные ) будет выгоднее производить в России.

          • 0
            Нет аватара nabludatel71
            04.03.1915:46:05

            А как используются в данных технологиях палладий и платина?

            Не особо. Платиноиды нужны для автомобильных фильтров по очистке выхлопных газов. Россия обеспечивает ¼ первичных поставок на рынок, но большое количество платины и палладия извлекается из отслуживших фильтров. Плюс есть немаленькие инвестиционные запасы. Так что игра с запретами будет с непредсказуемым финалом, и скорее не в нашу пользу. И потом, если ввести ограничения только для одних «партнёров», ни что не помешает другим перепродавать наш металл или зарабатывать на его переработке — у нас нет сил выкручивать руки как США.

            • 0
              Нет аватара Petr-2000
              04.03.1916:26:51

              Не особо. Платиноиды нужны для автомобильных фильтров по очистке выхлопных газов.

              Да, основное использование палладия это катализаторы для бензиновых авто, платины для катализаторов авто на дизеле, но это половина, а остальное ( по убыванию использования в %) это добавки в шарики для каталитические крекинга нефтепродуктов ( и насколько я знаю, чем выше номер Евро для бензина, чем больше редкоземельных добавок в катализаторе), электроразъемы, емкости для химпромышленности и приборов, ювелирка и т. д.

              Россия обеспечивает ¼ первичных поставок на рынок, но большое количество платины и палладия извлекается из отслуживших фильтров.

              По моим данным часть первичного палладия России больше 50%. Вторичного палладия в мире всего около 10%.

              Плюс есть немаленькие инвестиционные запасы.

              По моим данным с 2014 года палладия ( со скандала по выхлопу дизеля от VW) на рынке постоянный дефицит.

              Очень удобная ситуация для России на перетягивания рынка производства катализаторов для бензиновых авто и катализаторов для нефтепереработки на себя. Тем более основное производство авто в мире это Европа и Китай. И те и те повернуты на экологии и уменьшению эмиссии газов от выхлопа авто. Евро-6 уже введен, а Чайна-6 вводится с 2020 года.

              Отредактировано: Petr-2000~16:34 04.03.19
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,