94

Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу Арктика

  •  © korabel.ru

Эксклюзивная экскурсия по атомному ледоколу «Арктика» проекта 22220 для нашей редакции была организована пресс-службой Балтийского завода и специалистами ЦКБ «Айсберг» — за что им отдельная благодарность!

Начало лета 2016 года в Санкт-Петербурге. Нетипичный для города солнечный и теплый день. Место действия — Балтийский завод. Заводчане готовятся к спуску атомного гиганта — головного ледокола «Арктика» проекта 22220. Крестная мать, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко по традиции разбивает бутылку шампанского о борт судна…
Наша редакция давно дружит с «Арктикой». Еще с момента, когда ледокол был просто корпусом на стапеле Балтийского завода. Судно заложили в ноябре 2013 года. Тогда на достроечной набережной предприятия еще стоял ПЭБ «Академик Ломоносов», а о закладках «Сибири» и «Урала» только говорили.Давайте еще раз вспомним, как «Арктика» выглядела на стапеле:

  •  © korabel.ru

Ледокол «Арктика» проекта 22220 на стапеле, А Балтийского завода / Корабел.ру

  •  © korabel.ru

Ледокол «Арктика» проекта 22220 на стапеле, А Балтийского завода / Корабел.ру

И как проходила торжественная церемония спуска атомного ледокола проекта 22220 на воду:

  •  © korabel.ru

Спуск на воду ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

  •  © korabel.ru

Спуск на воду ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

Технический проект судна разработало ЦКБ «Айсберг». Согласно официальной информации КБ, это универсальный атомный ледокол, который предназначен для круглогодичной эксплуатации в Западном районе Арктики, а в летне-осенний период — в Восточном районе региона.Судно будет производить самостоятельную проводку судов и лидирование караванов, ледокольную проводку судов на мелководных участках Енисея и Обской губы, буксировку судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, а также оказывать помощь судам и выполнять спасательные работы в ледовых условиях и на чистой воде.

  •  © korabel.ru

Состояние атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 на конец апреля 2018 года / Корабел.ру

В отличие от действующих ледоколов, «Арктика» будет иметь возможность обеспечивать проводку судов как на глубоководных трассах Севморпути (с осадкой по КВЛ 10,5 м), так и на мелководных участках (при ограниченной осадке 8,5 м). При этом будут обеспечены приемлемые тяговые характеристики винтов, а также их защита от непосредственного воздействия льда и подсоса воздуха. Ледокол будет оборудован специальной быстродействующей балластной системой, позволяющей менять осадку в пределах от минимального значения до максимального за 4 часа.

  •  © korabel.ru

Состояние атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 на конец апреля 2018 года / Корабел.ру

Основные характеристики атомного ледокола проекта 22220:

  • длина наибольшая — 173,3 м;
  • ширина наибольшая — 34 м;
  • осадка (по КВЛ / минимальная рабочая) — 10,5 / 8,5 м;
  • водоизмещение (при осадке по КВЛ / при минимальной осадке) — 33530 / 25540 т;
  • скорость на чистой воде — около 22 узлов;
  • ледопроходимость — непрерывное движение со скоростью около 2 узлов во льдах толщиной 2,8-2,9 м при полной осадке;
  • ледопроходимость при минимальной осадке на мелководных участках трасс — 2,4 м;
  • дальность плавания — неограниченная;
  • мощность на винтах — 60 МВт;
  • экипаж — 75 чел.

Проект сложный, не имеющий аналогов ни реализованных, ни находящихся в строительстве. Причем балтийцам предстояла и предстоит работа с не самым простым оборудованием и насыщением «Арктики» — все-таки объект ядерный. Давайте посмотрим, что из себя представляет ледокол сегодня, чтобы иметь представление о том, какое судно ожидает будущий экипаж.

  •  © korabel.ru

Атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

«Арктика» сегодняЭксклюзивная экскурсия по атомному ледоколу «Арктика» проекта 22220 для нашей редакции была организована пресс-службой Балтийского завода и специалистами ЦКБ «Айсберг» — за что им отдельная благодарность! Дело в том, что в сегодняшнем состоянии судно является ядерным объектом под особым надзором. Это замедляет и процесс согласования похода и даже фотографий.

  •  © korabel.ru

Начало экскурсии по ледоколу «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

Жители и гости Санкт-Петербурга, наверное, могли наблюдать панораму Васильевского острова, где находится достроечная набережная Балтийского завода. Сейчас там идет строительство двух атомных ледоколов проекта 22220: нашего сегодняшнего героя — атомного ледокола «Арктика» и атомного ледокола «Сибирь».

  •  © korabel.ru

Корабел.ру

  •  © korabel.ru

Корабел.ру

И, скорее всего, многие, кто видел суда, могли заметить интересное решение по покраске надстройки головного ледокола в серии — слабо бирюзовый вместе с отечественным триколором. Логика понятна — «Арктика» будет выполнять важные в масштабах России задачи в арктическом регионе. Самые мощные атомные ледоколы в мире будут обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

  •  © korabel.ru

Начало экскурсии по ледоколу «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

Начнем нашу экскурсию с «сердца» атомного ледокола проекта 22220 — с машинного отделения, а точнее с помещения, где установлены паровые турбины ТНД-17, произведенные «Уральским турбинным заводом». Они являются частью паротурбинной установки ПТУ-72. Пар, в свою очередь, поступает в турбины от реакторных установок «РИТМ-200», разработанных «ОКБМ Африкантов» (входит в дивизион «Атомэнергомаш»). Мощность установок составляет 175 МВт.

  •  © korabel.ru

Машинное отделение ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

Всего на ледоколе таких турбин две, и они входят в состав атомной турбо-электрической установки судна.

  •  © korabel.ru

Паровая турбина ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

  •  © korabel.ru

Паровая турбина ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

По соседству от турбин установлены три гребных электродвигателя, общей мощностью 60 МВт. Вся система электродвижения — это ГЭД и два генератора с системами управления возбуждением) произведены ЦНИИ СЭТ (филиалКрыловского ГНЦ) вместе с отечественной компанией «Русэлпром».

  •  © korabel.ru

Гребные электродвигатели ледокола «Арктика проекта 22220 / Корабел.ру

Система электродвижения является инновационной и уникальной. Приведем цитату из нашего интервью с главой дирекции по судовой электромеханике ООО «ТД «Русэлпром» Максимом Свиридовым: «Раньше электрические машины, которые делались для атомных ледоколов, были либо синхронные, либо постоянного тока. Кроме того, они имели существенно меньшую мощность. А данная машина, будучи самой крупной по мощности — 20 мегаватт, является при этом асинхронной. Отличие принципиальное».

  •  © korabel.ru

Гребные электродвигатели ледокола «Арктика проекта 22220 / Корабел.ру

Кстати сказать, компания «Русэлпром» отвечает за системы электродвижения на всех ледоколах этой серии, которые строятся на Балтийском заводе.В корме ледокола «Арктика» расположен валопровод.

  •  © korabel.ru

Валопровод ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

Не секрет, что «Арктика» довольно габаритное судно. По нему протянуто более полутора тысячи километров различных кабелей. Для представления масштабов, это расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы и обратно.

  •  © korabel.ru

На атомном ледоколе «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

  •  © korabel.ru

Анатолий Лаврентьев, сварщик на ледоколе «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

Поднимаемся вышеИз машинного отделения мы поднимались наверх, к капитанскому мостику, попутно заглядывая в разные отделения, жилые помещения и знакомясь с ходом работы на судне.Интересно, как на судне реализовали центральный трап:

  •  © korabel.ru

Центральный трап ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

Сегодня на ледоколе «Арктика» трудятся около 1500 рабочих — это и балтийцы, и работники подрядных организаций.

  •  © korabel.ru

Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу «Арктика» / Корабел.ру

Такое количество обусловлено тем, что, согласно планам, ледокол «Арктика» должен отправиться на ходовые испытания в декабре 2019 года.

  •  © korabel.ru

Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу «Арктика» / Корабел.ру

В то же время на «Сибири» задействованы около 600 человек.

  •  © korabel.ru

Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу «Арктика» / Корабел.ру

Атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 — уникальное судно, которое, согласно проекту, имеет полугодовую автономность по запасам провизии. Как его будет эксплуатировать заказчик — пока не ясно. Но на ледоколе есть все необходимое для таких долгих рейсов.К примеру, помещение для переработки мусора:

  •  © korabel.ru

За дверью с надписью «Инсенератор 4516» находится помещение для переработки мусора / Корабел.ру

Помимо этого, во время экскурсии по строящемуся ледоколу нам показали камбуз, где есть собственная пекарня. Что тоже говорит о возможности будущих длительных рейсов судна.

  •  © korabel.ru

Камбуз ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

  •  © korabel.ru

Пекарня атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

Пока мы поднимаемся к капитанскому мостику, нам показывают дифферентные насосы ледокола. Их необходимо использовать для раскачивания судна, если оно застрянет во льдах.

  •  © korabel.ru

Насос системы компенсации крена ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

А это «насосное помещение»:

  •  © korabel.ru

Насосное помещение ледокола «Арктика» / Корабел.ру

Знакомьтесь, будущий бассейн на ледоколе. По всей видимости, рядом с ним будут расположена сауна:

  •  © korabel.ru

Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу «Арктика» / Корабел.ру

А это будущий собственный спортзал. По словам специалистов ЦКБ «Айсберг», здесь будут повешены басктебольные кольца, может, даже натянута волейбольная сетка:

  •  © korabel.ru

Будущий спортзал ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

На ледоколе «Арктика» еще предусмотрен так называемый «салон». Это что-то вроде кают-компании:

  •  © korabel.ru

Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу «Арктика» / Корабел.ру

И наконец, капитанский мостик. Точнее, будущий капитанский мостик атомного ледокола «Арктика»!

  •  © korabel.ru

Капитанский мостик ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

  •  © korabel.ru

Капитанский мостик ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

На палубе «Арктики»Перед рассказом о палубе атомного ледокола, предлагаем посмотреть на фотографии носа и кормы «Арктики» с самой высокой точки на судне:

  •  © korabel.ru

Нос ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

  •  © korabel.ru

Корма ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

За якорно-швартовное оборудование на ледоколе отвечает компания Adria Winch.

  •  © korabel.ru

На носу ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

  •  © korabel.ru

Мачта ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

  •  © korabel.ru

На носу ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру

  •  © korabel.ru

Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу «Арктика» / Корабел.ру

Сегодня балтийцы заняты далеко не самой простой задачей — строительством трех самых мощных в мире атомных ледоколов. «Росатомфлот» планирует увеличить число подобных судов до пяти. Причем ввести в эксплуатацию уже в 2024 году. Конечно, эти заказы уйдут на Балтийский завод. Несмотря на то, что сроки сдачи ледокола «Арктика» смещались не раз, сегодня перед балтийцами нет никаких барьеров и преград для того, чтобы отправить атомоход на испытания в конце 2019 года — самое сложное оборудование уже установлено. Тем более, что работа на ледоколе кипит! Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!


  • 4
    Кот Стальной Кот Стальной
    28.02.1923:28:58

    Очень хороший и интересный репортаж. Благодарствую!

  • 0
    Vladimir Dyuzhev Vladimir Dyuzhev
    01.03.1905:21:23

    На носу: Transmit to authorities    

    Transfer же! Transmit используется только для радиопередач и для передачи болезней    

    Впрочем, надеюсь нужды в передаче аварийного устройства куда-либо не возникнет.

    • 1
      DokDi DokDi
      01.03.1905:32:49

      Transmit

      Cause (something) to pass on from one place or person to another.

      «knowledge is transmitted from teacher to student».

      Однако =)в реальном мире.

      Отредактировано: DokDi~05:34 01.03.19
      • 0
        Vladimir Dyuzhev Vladimir Dyuzhev
        01.03.1905:35:38

        Хорошо, knowledge тоже. Что-то нематериальное. Материалы — transfer.

  • 0
    DokDi DokDi
    01.03.1905:29:46

    Прекрасный репортаж ! Спасибо.

    А корабль какой — настоящий русский богатырь, и имя богатырское, как у «предка».

    "А́томный ледоко́л «А́рктика» — первое в истории судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании; второй в мире атомный ледокол; головное судно проекта 10520."

  • 0
    Нет аватара Мафусаил
    01.03.1908:54:39

    Спасибо за экскурсию!!! +++

  • 0
    Kolyda Kolyda
    01.03.1910:51:49

    Здорово!!! Спасибо за репортаж!

    Корабелам почет и уважение. Скоро им предстоит огромная работа — к 2027 году построить 16 кораблей дальней морской зоны. Даже если учесть привычные сдвиги вправо сроков сдачи кораблей всё равно огромная работа для всей страны.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,