93

Уникальный репортаж с РКЦ Хруничева, где делают ракеты-носители Протон-М и Ангара

Текст и фото: Елена Бионышева-Абрамова

Сегодня нашей группе журналистов удалось побывать на одном из крупнейших ракетостроительных предприятий страны — АО «ГКНПЦ им. Хруничева».

На сегодняшний день завод остается одним из мировых лидеров в области разработки и серийного производства космических средств выведения и их систем, а также крупногабаритных орбитальных модулей и космических станций.

Центр Хруничева обеспечивает решение важных национальных задач в области укрепления безопасности нашей страны, развития экономики, науки и техники. О жизни предприятия, его продукции и планах рассказали сотрудники.

  •  © vk.com

Директор дирекции коммерческих программ Макаренко Сергей Владимирович — об истории предприятия и «Протоне»:

История развития и становления нашего предприятия с самого начала основания связана с транспортным машиностроением. В 1916 году в Филях началось производство автомобилей и бронеавтомобилей, с 1924 года у нас строили самолеты, претворяя в жизнь идеи известных авиаконструкторов Туполева, Архангельского, Петлякова, Мясищева.

В конце 50-х развернулась наша ракетная история, связанная, прежде всего, с ракетой-носителем «Протон». Филевские ОКБ-23 и завод 23, которыми руководил тогда Мясищев, были переданы в подчинение В.Н. Челомею для проектирования ракеты-носителя тяжелого класса УР-500. Ракета разрабатывалась как в боевом варианте со сверхмощной термоядерной головной частью для поражения особо важных целей, так и в варианте ракеты-носителя тяжёлых спутников.

16 июля 1965 года с ее помощью был выведен на орбиту научный спутник «Протон», название которого прочно закрепилось и за ракетой-носителем, ставшей нашей «визитной карточкой».

Современное и широко известное название предприятия — «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева» — появилось в 1993 году. По распоряжению Президента РФ два главных предприятия ракетно-космической промышленности страны — КБ «Салют» и Машиностроительный завод имени М. В. Хруничева" объединились с целью повышения эффективности производственной и внешнеэкономической деятельности, а также активного проникновения российских космических технологий на международный рынок.  Такой организационный этап полностью себя оправдал. ГКНПЦ им М.В. Хруничева стал одной из крупнейших отраслевых компаний в мире и базовым предприятием Госкорпорации «Роскосмос».

  •  © vk.com

Сегодня Космический центр Хруничева — единственное отечественное предприятие, оказывающее пусковые услуги по запуску космических аппаратов широкого спектра, создаваемых как в России, так и за рубежом.

  •  © vk.com

Мировое признание ракета-носитель тяжёлого класса «Протон» получила за конструктивное совершенство и высокие эксплуатационные характеристики, позволившие на сегодняшний день осуществить 417 пусков различных модификаций. При помощи нее на целевые орбиты были выведены автоматические космические аппараты для проведений исследований Марса, Луны, Венеры и кометы Галлея, геостационарные спутники связи, космические аппараты системы «ГЛОНАСС» и др.

  •  © vk.com

«Протон» также использовался для запусков первой в мире долговременной орбитальной станции «Салют» и последующих станций этой серии, ДОС «Алмаз», модулей орбитальной станции «Мир» и МКС.

  •  © vk.com

Несмотря на полувековую историю, РН «Протон» остается основным «извозчиком» при выполнении федеральных космических программ. На сегодняшний день в результате многоэтапной модернизации РН «Протон» может выводить на целевую орбиту тяжёлые геостационарные спутники связи массой до 6,3 тонны. В 2019 году планируется осуществить до десяти пусков РН «Протон» в интересах Госкорпорации «Роскосмос», Минобороны, АО «Газпром космические системы», и Государственного предприятия «Космическая связь». Также в планах предприятия запуск в новом году очередного модуля российского сегмента МКС МЛМ «Наука».

  •  © vk.com

"Протон" стала первой российской ракетой-носителем, которая привлекала внимание иностранных заказчиков и продолжает использоваться на мировом рынке пусковых услуг. С 1996 года ГКНПЦ им М.В. Хруничева через совместное предприятие ILS International Launch Services, Inc. предоставляет коммерческое использование ракеты-носителя ведущим    глобальным    операторам  спутниковой связи  и вещания. За время коммерческой эксплуатации ракеты-носителя «Протон-М» в рамках ILS произведено свыше 95 пусков. Основные заказы на коммерческие запуски с 2010 года приходятся на полезную нагрузку массой 5000 кг и выше. В 2019 году должен состояться парный запуск коммерческого космического аппарата E5WB международного оператора связи — компании «Ютелсат» совместно с аппаратом MEV-1 компании Northrup Grumman. Также ведутся работы второго этапа международного проекта «ЭкзоМарс» по исследованию Красной планеты, реализация которого намечена на 2020 год.

На смену РН «Протон-М» уже приходит современная «Ангара-А5» — РН тяжелого класса, первый пуск которой был осуществлён в 2014 году. Этот создаваемый совместно с кооперацией предприятий Госкорпорации «Роскосмос» космический ракетный комплекс позволит нашей стране запускать полезные нагрузки всех типов с собственной территории, что полностью гарантирует независимость в области освоения и изучения дальнего космоса и околоземного космического пространства.

  •  © vk.com

  •  © vk.com

Генеральный конструктор КБ «Салют» Кузнецов Сергей Викторович — о РН «Ангара», конкуренции на мировом рынке космических услуг, специалистах и перспективах предприятия:

В середине 90-х годов прошлого века наше конструкторское бюро начало разработку РН модульного типа «Ангара», включающей в себя комплекс РН различной мощности. Количество блоков меняется за счет использования универсальных ракетных модулей (УРМ), их максимально возможное количество — семь, как в «Ангаре-А7».

  •  © vk.com

Испытания УРМ-1 впервые состоялись в 2009 и 2010 годах. Их успешность подтвердила работоспособность и эффективность примененных конструктивных решений наших специалистов. Также УРМ-1 был протестирован в составе РН КСЛВ-1, разрабатываемой совместно с Республикой Корея. В июне 2014 года была запущена РН «Ангара-1.2ПП». В декабре того же года — РН «Ангара-А5».

  •  © vk.com

Стоит отметить, что у предприятия накоплен солидный опыт создания кислородно-водородных блоков, полученный в ходе разработки РБ «12КРБ» для РН «ЖСЛВ-1» (GSLV) в партнерстве с Индией. Этот совместный проект, стартовавший в 1990 году, был завершен серией успешных пусков с индийского космодрома. Имеющийся проектно-конструкторский и производственный задел КБ «Салют» позволяет разработать для перспективных РН «Ангара» криогенные разгонные блоки, отличающиеся высокой степенью унификации конструкции каркаса, двигательных установок и оборудования. За счет этого снизится стоимость разработки, изготовления и эксплуатации российских средств выведения.

  •  © vk.com

  •  © vk.com

Коммерциализация использования космического пространства ведет к усилению конкурентной борьбы между предприятиями США, стран Западной Европы, Китая и Японии. Крупнейшие ракетно-космические международные организации стремятся повысить массу выводимой на орбиту полезной нагрузки за счет роста эффективности платформ космических аппаратов. Чтобы Россия сохранила лидирующие позиции в этой сфере, нужно и дальше развивать и модернизировать отечественные средства выведения. Для этой цели, а также для освоения космоса в интересах мирового прогресса КБ «Салют» будет вести эффективную работу одновременно во всех перспективных направлениях. Разработка ракеты-носителя «Ангара», по признанию многих экспертов, — одно из ключевых направлений российской космической отрасли.

  •  © vk.com

Сообщалось, что территория предприятия может стать основой для нового «Звездного городка» или центром разработки новой космической техники. Как вы оцениваете эти предложения и их реалистичность?

Госкорпорация «Роскосмос» рассматривает возможность объединить на территории Центра Хруничева несколько научных и конструкторских структур для созданий новейших образцов ракетно-космической техники. Вероятно, это объединенное предприятие можно назвать новым «Звездным городком». Думаю, это неплохая идея, которая оптимально и в более короткие сроки решит проблемы, вставшие в настоящее время перед космической отраслью.

  •  © vk.com

Какие специалисты сегодня трудятся на предприятии?

В КБ «Салют» работает большой коллектив знатоков своего дела, благодаря опыту и труду которых создаются новейшие образцы космической техники. Более 50 человек у нас находится на целевом обучении в ведущих вузах — в частности, в МГТУ им. Баумана и МАИ. Надеемся, что эти молодые ребята после окончания учебного заведения придут к нам и станут высококлассными специалистами по созданию космической техники.

  •  © vk.com

Сейчас деятельность Центра Хруничева сконцентрирована на создании ракет носителей тяжелого и легкого классов?

Предприятие довольно уверенно освоило эти сегменты, может и расширить их. Потребности человечества направлены на освоение околоземного пространства, на изучение ближайших планет, так что потребности в использовании космической техники останутся еще на долгие годы, техника должна и будет совершенствоваться.

  •  © vk.com

Начальник управления по работе с персоналом Ларионов Андрей Сергеевич — об актуальных проектах:

На сегодняшний день предприятие ведет работу сразу в нескольких направлениях: выпуск РН «Ангара» и «Протон-М», финальная фаза улучшения массовых характеристик последней, завершение эксплуатации РН легкого класса «Рокот» по конверсионной программе и отработка стендовых изделий второй ступени для РН «Ангара-1.2ПП». На московской площадке ведется создание второй ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5».

Также хочу отметить, что на предприятии не прекращается работа по совершенствованию имеющихся технологических процессов как в сборочном, так и в механическом производстве. Наши специалисты обладают высокой квалификацией и такими качествами, как ответственность, исполнительность и внимательность, позволяющими им качественно выполнять работу на всех этапах технологических процессов.

  •  © vk.com

Заместитель генерального директора по персоналу и связям с общественностью Дмитрий Сергеевич Хромцов — о космических династиях, условиях работы и планах на будущее:

Центр имени Хруничева приглашает молодых специалистов принять участие в освоении серийного производства РН «Ангара» — первой в истории ракеты-носителя, созданной на постсоветском пространстве.

Вы будете работать на легендарном предприятии, специалисты которого способствовали превращению нашей страны в великую космическую державу. Мы предоставим возможность реализовать себя в совершенствовании целого семейства экологически чистых ракет-носителей «Ангара», а впоследствии — и в создании новой сверхтяжелой ракеты.

Так вы сможете стать ракетостроителями будущего и вписать свои имена в историю. Согласитесь, это очень круто!

Работая в Центре имени Хруничева, многие из вас смогут ездить в командировки на «Восточный» — самый современный и динамично развивающийся космодром мира и участвовать в подготовке к запускам.

В зависимости от выбранной специальности, наши специалисты имеют возможность участвовать и в пусковых кампаниях на знаменитом «Байконуре», откуда стартуют наши «Протоны».

Центр Хруничева не только принимает на работу опытных специалистов, но и оказывает всестороннюю поддержку молодым кадрам. Мы имеем возможность не только оплачивать обучение наиболее перспективных сотрудников в престижных технических ВУЗах, но и можем принимать на работу на неполную рабочую неделю — так молодые специалисты могут закрепить полученные знания на практике. Студенты, поступившие в технические ВУЗы, могут позаботиться о своем трудоустройстве в Центре Хруничева, что даст им уверенность в реализации полученной в ВУЗе профессии.

  •  © vk.com

Кстати, учащиеся МГУ имени Баумана, МАИ, МИРЭА, МГТУ «Станкин» и многих других ВУЗов могут организованно посетить Центр имени Хруничева, чтобы заранее познакомиться со спецификой производства. Молодые специалисты могут напрямую задать вопросы руководству и получить исчерпывающие ответы.

Предприятию требуются инженеры-конструкторы с навыками работы в современных информационных средах для создания в нашем КБ элементов космических систем будущего. На наш взгляд, талантливые и амбициозные молодые специалисты смогут как нельзя лучше реализовать себя на этой работе мечты.

Приглашаем также основных производственных рабочих в цеха, где собираются ракеты-носители. Эта уникальная, трудоемкая, очень ответственная и хорошо оплачиваемая работа: средняя зарплата составляет более 80 000 рублей.

Не будет преувеличением сказать, что у опытных мастеров Центра имени Хруничева «золотые руки»: они создают космическую технику, которая является гордостью нашей страны! На заводе издавна выработались крепкие традиции преемственности: со дня основания предприятия многие у нас трудятся целыми династиями, передавая навыки своим детям и внукам.

В самом понятии «трудовая династия», на мой взгляд, заложен глубокий философский и практический смысл. Это и верность выбранному делу на протяжении всей трудовой жизни, и проходящая красной нитью через десятилетия традиция передачи своим потомкам уникального опыта работы в космической отрасли. Когда желание продолжить дело родителей на любимом предприятии сохраняется во втором, третьем и последующих поколениях работников Центра имени Хруничева и его филиалов — это заслуживает самого глубокого уважения и внимания.

Руководство предприятия и профсоюзный комитет серьезно относится к социальной поддержке своих сотрудников. Организация питания поставлена на хороший уровень, что помогает персоналу чувствовать себя комфортно и добросовестно работать. Не только в Москве, а в каждом городе, где есть наши филиалы, открыты детские лагеря, дома отдыха и спортивно-оздоровительные комплексы для работников. Так же у нас есть ведомственные детские сады и поликлиника. Кроме того, в нашем Дворце водного спорта «Фили» работает обновлённый 50-метровый бассейн, где с удовольствием занимаются и дети, и взрослые. В спорткомплексе «Фили» особенное внимание уделяется детским группам и секциям. Ежедневно проводятся занятия по регби, футболу, дзюдо, настольному теннису, художественной гимнастике, фигурному катанию и спортивным танцам.

Если говорить о планах на будущее, то они, прежде всего, связаны с поэтапной реконструкцией предприятия и началом серийного производства РН семейства «Ангара», работающих на экологически чистых компонентах топлива. В семейство входят лёгкие носители «Ангара-1.2», средние — «Ангара-А3», тяжёлые — «Ангара-А5» (модернизированная модификация «А5М»), и повышенной грузоподъёмности — «Ангара-А5В» с кислородно-водородным разгонным блоком. РН этого типа, запускаемые с нового российского космодрома «Восточный», смогут обеспечить нашей стране независимый доступ в космическое пространство. Это задача государственной важности, и мы её выполним.

  •  © vk.com

Центр имени Хруничева в ближайшее десятилетие усилит свои позиции в непростом деле покорения космического пространства. Предприятие делает ставку на молодежь, вкладывается в финансирование целевого обучения в профильных институтах. Мы рады видеть в наших рядах выпускников и молодых специалистов.

Я убеждён, что самые смелые планы могут быть реализованы благодаря их творческой энергии и неравнодушию, и профессионализму наших сотрудников.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 10
    Дмитрий Гунин Дмитрий Гунин
    23.02.1912:22:15

    У центра сложились очень туманные перспективы, касательно компетенций единственного в стране серийного завода по производству тяжелых РН. Численность персонала РКЗ в Филях сократилась с 17 тыс. в 2011 до 4 тыс. в 2018. Значительный период 2016 и 2017 гг. огромный завод попросту стоял без заказов, в связи с утратой РФ большей части рынка коммерческих запусков на тяжелых РН. Такого не было за всю постсоветскую историю этого предприятия. Если в среднем за 2000 — 2015 годы производилось по 9 РН «Протон», то в 2016 сделали лишь одну (!), в 2017 — три, в 2018 — 8 на склад, причем запущено за прошлый год всего две.

    Рокоты, вопреки заблуждениям, предприятие не производит «с нуля», а лишь слегка модифицирует снятые с боевого дежурства МБР УР-100H, посредством адаптации РБ Бриз-КМ, головного обтекателя и установки новой системы управления (Украинского производства).

    Трудности на головном предприятиии потянули за собой проблемы на предприятиях-смежниках по всей стране, среди которых Протон-ПМ (Производство двигателей первой ступени), УКВЗ (Подруливающие устройства), ПО «Полет» (Различные агрегаты).

    Отредактировано: Дмитрий Гунин~12:31 23.02.19
    • -9
      EyeSauronn . EyeSauronn .
      23.02.1917:56:21

      перенесут всё производство в Омск, и конкурентоспособность повысится. Главное не забыть, полученные деньги от продажи земли в Москве, вложить в новое оборудование и технологии в Омске.

      • 8
        Нет аватара BRO
        23.02.1918:28:58

        А работники из Москвы в Омск тоже переедут?

      • 3
        Нет аватара alex_uns
        23.02.1918:30:19

        Все не перенесут. Плесецк ближе к Химкам, чем к Омску.

        • 2
          Нет аватара BRO
          23.02.1918:33:24

          Что значит все? Что перенесут, а что оставят?

          • 15
            Нет аватара alex_uns
            23.02.1918:37:19

            Вопрос скорее к EyeSauron.   

            В Омске вообще-то планируется только часть Хруничева. Это то что там товарищ говорит про перенесут.

            Там будет производство для выпуска ракет Ангара по 2 штуки в год. источник

            и уточнение: В целом омский ПО «Полет» в следующем году в должен в освоить полный цикл производства «легкой» ракеты «Ангара-1.2», а серийное производство тяжелой «Ангара-А5» — в 2023 году. источник Но Ангара — не единственная ракета в России и объемы планируемого производства на омском Полете — это не все потребности страны в ракетах.    В общем Москва — это Протоны, Омск — Ангара. Но пока в Омске не «раскрутят» Ангару, ее будут делать и в Москве (например информация о 6 шт Ангара А5, я так понимаю, что Москва будет работать над ними до серийного производства А5 в Омске, т. е. до 23 года.). Плюс Москва возможно это и будущий Рокот-2, но это легкая ракета. Плюс Бриз.

            А вот свежее от Хруничева что будет в Химках.

            выжимка из ссылки: корпорация представила для уже нового Национального космического центра в Химках «план развития, предполагающий сохранение и совершенствование конструкторского, производственного потенциала, технологическое переоснащение предприятия для участия в целевых программах изготовления ракет-носителей «Ангара», космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса, компактизацию производства."

            А сверхтяжи у нас это проекты Амур и Енисей. И где их сначала начнут делать? В Москве разумеется. Почему? Потому что Амур это аптация Ангары к Восточному. Енисеем правда занимается РКК Энергия. И это выход не на Хруничева, а на самарский Прогресс. Но я не слышал, что отказались от Амура. А в последнем релизе между прочим как раз и говорится о хруничевском серхтяже. Правда…- речь может идти только о 3 ступени Енисея, как пишет википедия

            Кроме этого еще куча всего:

            «центральный офис и ситуационный центр Госкорпорации «Роскосмос», штаб-квартиры некоторых организаций отрасли, расположенных в Москве, в том числе подразделения головных отраслевых институтов, ключевые организации отрасли, современный образовательный комплекс, молодежные конструкторские бюро, центр поддержки бизнеса, выставочные центры, центр диверсификации производства"

            Нюанс. Для жилья будет взято только 3% от всей территории центра. Товарищ говорил про продажу земли. Так в этот центр из разных районов Москвы съедутся в одно место предприятия отрасли. Вырученные от этого средства также пойдут на развитие Центра.

            Идет оптимизация. Так что про всё уедет в Омск — это полная ерунда.

            Отредактировано: alex_uns~04:21 24.02.19
            • -7
              EyeSauronn . EyeSauronn .
              23.02.1921:16:49

              Я удивлён    , а чем вам Омск не угодил? …раз для вас развитие Омска, и производства ракет в нём…раз для вас «Омск — это полная ерунда" (С)

              для вас что? Омск в другой стране?    

              Отредактировано: EyeSauronn .~21:20 23.02.19
              • 12
                Нет аватара alex_uns
                23.02.1921:31:52

                Не Омск ерунда, а ваши высказывания про то что ВЕСЬ производственный Хруничев уедет в Омск. А именно Ракетно-космический завод Хруничева, который московский)) вы же про Москву заявили.

                Уже вертимся ужом?   

                Отредактировано: alex_uns~21:37 23.02.19
                • 2
                  EyeSauronn . EyeSauronn .
                  24.02.1900:46:06

                  в Москве КБ остаётся,… судя по сообщениям специалистов на форуме сайта «новости космонавтики"… а производство да, в Омск. Я по сути хотел этой информацией с форума, тут и поделится.

                  Отредактировано: EyeSauronn .~00:46 24.02.19
                  • 3
                    Нет аватара alex_uns
                    24.02.1901:00:51

                    Нет, если проанализировать февральскую прессу, то Протон будет жить еще долго, а в Омске его не делают вообще. Да и Омский филиал еще не скоро выйдет на серийное производство А5, значит Москва продолжает участвовать в изготовлении Ангары. Так что все пока по прежнему. Даже если Омск и будет затем раскручен в крупный производственный центр, когда уже закончится программа по Протону, московское будет не КБ, а научно-производственная площадка для разработки перспективной техники. И именно производственная, а не просто КБ.

                    А да. Есть еще Союзы. Но Союзы — это своя ниша. Могут выйти на тяжелые ракеты через Союзы…не знаю… Ангара здесь уже идет впереди. Поэтому я бы к Хруничеву относился бы серьезно.

                    Отредактировано: alex_uns~01:14 24.02.19
                    • 0
                      EyeSauronn . EyeSauronn .
                      24.02.1916:14:58

                      будем надеяться, что по мимо Омска, Самарский — Куйбышевский завод и КБ увеличат производство, и будет выпускать аналог Зенита и тяжёлую ракету из него, для межпланетных полётов.

                      Ну, а по поводу переноса производства из Москвы,… время покажет, но если исходить из экономики и логики, производство должно быть там где оно дешевле, и ближе к космодрому… восточному.

                      А то у советского производства была ахиллесова пята, из-за чего на водород плохо переходили, это отсутствие заводов по производству ракет на самом космодроме, от того приходилось много тратить денег, на доставку баков большого диаметра воздухом, ведь ракету диаметром в 6 метров на поезде не провезёшь. То есть, завод (типа Омского или Московского) должен быть рядом с космодромом Восточным.

                      Отредактировано: EyeSauronn .~16:23 24.02.19
                      • 2
                        Нет аватара alex_uns
                        24.02.1917:19:53

                        В идеале да. А в случае войны первой целью будут космодромы. Туда же попадет и завод, если он рядом с ним. У какого больше риск погибнуть первым, у Восточного или у Плесецка? Я считаю у Восточного.

                        Союзы летают со всех наших космодромов. Ангара с Плесецка и с Восточного. Протон только с Байконура. Чтобы не городить лишних заводов (лишние деньги в итоге) и не рисковать ими когда война, получается, что Самара и Омск где-то условно посередине)). Это основное производство. А заводики в виде МИК-ов есть у каждого космодрома. Так что ракеты все равно на космодромы приходится доставлять частями и самолетами. Разве что на Куру по воде из Самары.

                        А, кстати)) Если омский погибнет в войне, останется самарский с ракетой Союз-5! Вот еще и поэтому Союз-5 (Итрыш) будет тоже сделан обязательно.

                        Отредактировано: alex_uns~18:19 24.02.19
                      • 0
                        Нет аватара alex_uns
                        25.02.1914:26:16

                        Вот интересная информация еще по планируемой специализации завода ракетной техники Хруничеа:

                        «Также на территории Центра им. Хруничева будет построен новый ракетный завод площадью 50 га, который будет заниматься разработкой новой ракетной техники, а также выпускать ракету-носитель „Союз-5“ (с 2022 г., сейчас разрабатывается), третью ступень будущей ракеты „Ангара-5В“ и третью ступень будущей сверхтяжелой ракеты. Также продолжится выпуск ракеты „Протон“ — сейчас это основная продукция Центра им. Хруничева.» источник

                        Вот что любопытно. Становится понятно, что основная специализация Хруничева в итоге будет — это третья ступень тяжелых ракет. Скорее всего универсальная для разных типов ракет.

                        Ангара 7-В имеет 3 ступени. Союз-5 две ступени, но в качестве второй планируется адаптация третьей ступени Ангары 7. Ну и супертяж Енисей — это конечно 3 ступени. И третью разрабатывает опять же Хруничев.

                        Опять же интересна в википедии информация про стартовые площадки для Союза-5. Адаптация стартового стола Ангары-7 для старта Союзов-5.

                        Вот так направление развития Союза переплелось с направлением развития Ангары.   

                        Или по другому планируется интеграция этих направлений в секторе тяжелых ракет. С использованием модульного принципа сборки. В итоге получается комплекс Союз-Ангара в Союзе-5 и Енисее   

                        Отредактировано: alex_uns~16:14 25.02.19
                        • -1
                          EyeSauronn . EyeSauronn .
                          25.02.1917:44:31

                          зачем на бывшей территории Хруничева строить? если есть более конкурентные и дешевые площадки в Самаре и Омске. Лучше продать дорогую землю пока за неё платят такие деньги, а производство перенести из столицы туда, где выгодней… это мировой опыт, и не надо тут изобретать велосипеда.

                          В идеале лучше было бы построить завод в Восточном, там бы и изготавливались и собирались ракеты.

                          А по поводу войны     при уничтожении супостатом хоть одного нашего города, будет уничтожена ВСЯ ПЛАНЕТА… так что не переживайте за наши производства в разных наших городах…у США кишка тонка, не войны они.

                          Отредактировано: EyeSauronn .~17:48 25.02.19
                          • 0
                            Нет аватара alex_uns
                            26.02.1900:49:35

                            Ну, а Китай нет?)

                            Я анализировал их как угрозу, пока ее нет и долго еще нет, но сильный игрок — это всегда угроза. Если Китай сбрендит, то Восточный — это труп. Правда за это Китай будет долго отхаркиваться. Этим периодом конечно нужно обязательно пользоваться, но самый надежный вариант — это все-таки Плесецк.

    • 9
      Нет аватара alex_uns
      23.02.1919:18:21

      в 2017 — три, в 2018 — 8 на склад, причем запущено за прошлый год всего две.

      А чего не написать было про Б, если сказали А.

      В 2018 отправили на склад 8. Если быть точнее, то это звучит так: «К настоящему времени Центр им. М.В. Хруничева изготовил и отправил на ответственное хранение 8 ракет-носителей „Протон“, еще одна ракета „Протон“ была отправлена на Байконур.» Так в 2019 запланировано 7 пусков.    Про пуски в 2019-м вы что-то вообще принципиально молчите в тряпочку.

      «В 2019 запланировано 6 пусков ракеты-носителя „Протон-М“. Также Центр им. М.В. Хруничева подготовит к отправке на космодром Плесецк вторую ракету-носитель тяжелого класса „Ангара-А5“, запуск которой состоится в декабре 2019 года.» источник

      причем запущено за прошлый год всего две

      Да и про 2 запуска, про которые вы сказали в 2018-м тоже вопрос. Это только Протон.

      А кто готовил к запуску Рокоты в 2018-м?

      «В минувшем году состоялось 4 космических запуска с использованием ракет-носителей „Протон-М“ и „Рокот“. Ракета космического назначения „Протон-М“ дважды стартовала с Байконура с полезной нагрузкой в интересах Министерства обороны России. Две РКН „Рокот“ были запущены с космодрома Плесецк (с полезной нагрузкой для МО РФ и космическим аппаратом ДЗЗ „Сентинель-3Б“ для Европейского космического агентства). Все запуски прошли успешно.» источник

      Гунину в упор не виден рост с 2017?   

      Ну и про это:

      У центра сложились очень туманные перспективы, касательно компетенций единственного в стране серийного завода по производству тяжелых РН.

      Это вообще либеральная пропаганда.

      Вот как обстоят дела про туманные перспективы.

      ГОСКОРПОРАЦИЯ «РОСКОСМОС» РАЗРАБОТАЛА ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСМИЧЕСКОГО ЦЕНТРА. Пресс-центр Хруничева, сообщение от 22.02.2019. Хруничев выпустит до 2021 года 14 Протонов и 14 Бризов. А работать над Протоном Хруничеву аж до 2025 г. источник

      Вот место Хруничева в изготовлении Протонов. Начинается цепочка в Перми на Протоне-ПМ.

      •  © wmpics.pics

      Это про Москву. А про Омск с Ангарой, господин либерал, посмотрите здесь и здесь. И еще, Омский Полет это все-таки филиал Хруничева.

      А еще продукция Хруничева - это Рокот. А это на Плесецк.

      Отредактировано: alex_uns~02:07 24.02.19
      • 6
        Vladimir Dyuzhev Vladimir Dyuzhev
        24.02.1903:13:52

        Тем не менее, сами тяжёлые носители применяются относительно редко. Ровно те же проблемы имеет и, не к ночи будь помянут, SpaceX со своим Falcon Heavy — нагрузок на него раз и обчёлся (в 2019 планируется два запуска, в 2020-м — тоже два), а потратили на разработку, по словам компании, 500 млн баксов. При 30% марже и средней цене запуска в 100 млн нужно примерно 15-20 запусков (7-10 лет), чтобы окупить расходы на разработку.

        SpaceX выезжает на Falcon9, которые пуляются как горячие пирожки, а у Хруничева аналогичного выхода нет. Отсюда, как я вижу, и финансовые проблемы.

        Кроме того, нагрузки уменьшаются в размерах и массе. Где раньше нужно было закидывать многотонный спутник, сегодня справляется спутник поменьше, а то и вовсе какой Cubesat. Это тоже уменьшает спрос на тяжёлые носители.

        Ангара была бы выходом — в её линейке есть всё, от лёгких до тяжёлых, но она (линейка) пока еще не готова.

        Отредактировано: Vladimir Dyuzhev~03:20 24.02.19
        • 4
          Нет аватара alex_uns
          24.02.1903:57:49

          тяжёлые носители применяются относительно редко

          Это не коммерческие же запуски. Речь о выводе на дальние геостационарные орбиты. Это МО. Вес КА и топлива к нему имеет значение.

          Стоимости пусков зависят от. от … и от космодрома. Но на случай войны нужно рассчитывать только на свой космодром. Ориентироваться нужно прежде всего на Плесецк. Здесь стоимость уже не решающий фактор. Протон не для Плесецка, вообще только Байконур, а Ангара — да. Ангара хоть и вышла дорого, но уже хоть как-то раскручена. Плесецк может взять и Союз. Союз2.1 слабоват. Союз5 только в проекте. Еще у Плесецка хруничевский Рокот.

          Когда есть Ангара уже можно думать и о дешевом варианте Союза-5 для конкуренции в коммерческом космосе со стартами с разных космодромов. Но ведь никто же не знает в какую стоимость выйдет Союз-5    Опять же это не Хруничев.

          Кстати, не стоит забывать о проекте Рокот-2. Низкие орбиты. Не знаю правда почем)) Но говорят, что вполне себе экономичный вариант для коммерческих запусков. Вот Хруничев и допилит себе для Москвы на смену Протону этот Рокот-2   

          А вот супертяжи типа Енисей или Амур я лично готов считать просто прекрасной дезой для раскручивания американских программ по распылению бюджета.

          Отредактировано: alex_uns~06:36 24.02.19
        • 0
          Нет аватара alex_uns
          24.02.1915:03:03

          SpaceX со своим Falcon

          давайте бороться с наивностью)) познакомьтесь вот с таким видео

  • 0
    Нет аватара Мафусаил
    24.02.1910:05:14

    Фото N3 стойка в синей изоленте и со ржавчиной. Я понимаю это производственное, НО! Имея колоссальные мощности неужели так тяжело сделать новую улучшенную рабочую стойку (жёлтая)!?

    Это как ни как рабочее место, это как в хирургическом кабинете все должно быть стерильным! Позор хозяйственному отделу! Была бы возможность я бы сам своими руками все сделал бы…

    Поймите меня правильно, такие мелочи имеют значение!

    • 2
      Нет аватара alex_uns
      24.02.1911:53:03

      •  © wmpics.pics

      Без постоянной влажной уборки там не обойтись конечно, но это не ржавчина. Это мазок от грунтовки или краски.   

      Синяя изолента имеет малое скольжение. Намотана вполне себе специально для постановки стопы, а не для прикрытия ржавчины. Конечно можно применить и другое покрытие))

      • 1
        Нет аватара 1ogicandscience
        24.02.1915:13:00

        Ну, а правда, почему даже на детском спортуголке есть трубы прорезиненые, а тут позораная изолента? Ну не 90е же. Ведь если даже тут соскальзывали ноги с кожухом, то могли быть повреждения. Это нормальное отношение для такой отрасли в 2019 году?

        • 2
          Нет аватара alex_uns
          24.02.1915:22:51

          Прорезиненные трубы и вообще прорезиненные вещи со временем начинают выдавать мелкую крошку. Все дело в наполнителях. Здесь нужно пластиковое покрытие. Это уже значительно дороже, чем просто намотать изоленту. Ведь так же))

          • 4
            Нет аватара 1ogicandscience
            24.02.1916:03:40

            Здесь нужно пластиковое покрытие. Это уже значительно дороже, чем просто намотать изоленту.

            вы в это реально верите или издеваетесь? Современных пластиков хоть .опой ешь, а вы утверждаете про то, что изолента дешевле! Там что нужны композиты класса обшивки Бурана? Дыра в туалете тоже дешевле, чем септик, унитаз и коммуникации, но что-то все хотят в загородном доме не дыру в домике в огороде.

            Это не просто изолента или дешевле, это производственная дисциплина, которая разлагает/расхолаживает работников. Потом датчики не той стороной, программы для Байконура, при запуске на Восточном, не те параметры, при расчете подачи окислителя. Ну ну, улыбаемся и машем, изолента ведь круто в космической отрасли((

            Мне совсем не смешно

            Отредактировано: 1ogicandscience~13:17 25.02.19
            • 3
              Нет аватара alex_uns
              24.02.1917:32:47

              сдаюсь)

            • 0
              shigorin shigorin
              24.02.1921:44:50

              Не смешно -- езжайте и сделайте уже.

              Честно, очень достают «переживающие со стороны».

              • 0
                Нет аватара Мафусаил
                25.02.1910:13:54

                shigorin, да дело не в нас в переживающих! Мы обращаем внимание на мелкие недочеты которые нужно исправлять. Это как как кинокритики или ресторанные критики которые критикуют и не снимают фильмы или готовят еду, но после их критики что-то начинается меняться и это норм! Понятно что инженеры конструкторы заняты более серьезными вещами, но поставить задачу одному из инженеров решило бы проблемку! Поймите нас правильно

                • 1
                  shigorin shigorin
                  25.02.1911:22:41

                  А теперь прикиньте маршрут от ворчания в троллейбусе до постановки задачи -- реален ли он.

                  Давайте на нашем примере расскажу: для замечаний и предложений есть система отслеживания недочётов, для обратной связи с пользователями -- система техподдержки, форум, списки рассылки. При этом некоторые считают своим долгом окатить продукт помоями где-нить на публике, но на предложение всё-таки пойти и добавить баг в багзилу становятся в позу и отвечают, что и так хватит (а то, что в таком случае бывает важно конкретное аппаратное обеспечение или конфигурация службы/окружения с переподвыподвертом -- это «критика» не волнует, мол, должны не только дать скачать забесплатно, но ещё и все хотелки немедля удовлетворять).

                  Соответственно и отношение к такой «критике».

                  Да, бывают случаи, когда человек где-то в неожиданном месте встретит нашего разработчика и совершенно искренне старается помочь, хоть как-то донеся проблему. Подобное порой перевешиваем и сами, но даже в таких случаях остаётся дополнительный накладной расход на взаимодействие -- когда найдено возможное решение, для проверки надо опять найти как-то того человека и попросить проверить теперь.

                  Вот и когда я пытаюсь достучаться до МЧС со своими рацпредложениями (по запоздалым СМСкам, ага) -- это _мне_ стоит приложить усилия: писать там и так, чтобы им было удобно услышать.

                  Вот о чём огорчаюсь: о бесплатных советах. За хороший совет, увы, приходится платить как минимум затраченным временем.

                  • 0
                    Нет аватара Мафусаил
                    25.02.1911:50:00

                    shigorin, не могу с Вами не согласится! Да, есть и те кто просто для каки, но их видно. Уверен вопрос эстетики рабочего места со временем станет решабельным как в крупных компаниях запада который часто ругаем

              • 0
                Нет аватара 1ogicandscience
                25.02.1912:06:22

                Ответ не уникален, в стиле — «а чего ты добился сам».

                Я делаю СВОЮ работу качественно. И зачем тогда там все эти проектировщики рабочего поцесса, технологических карт и т. д.

                Зачем они тогда получают ЗП, если я «переживающий со стороны» должен сделать это за них?.

                • 1
                  shigorin shigorin
                  25.02.1913:21:53

                  Нет, в стиле «переживаешь -- иди и сделай, нет -- не рви сердце на публике». А что своё делаете качественно -- Бог в помощь!

            • 0
              Нет аватара Мафусаил
              25.02.1910:09:05

              1ogicandscience, с языка сняли! Согласен на все 100%

          • 0
            Нет аватара Мафусаил
            25.02.1910:07:05

            alex_uns, ну для трех четырех стоек для такого предприятия не дорого! Как говорится, было бы предложение…

      • 0
        Нет аватара Мафусаил
        25.02.1910:04:58

        alex_uns, извлента я сразу понял что бы не скользить т.к. со временем метал оголяется от трения подошв и становится как турник, я и говорю про новую т.к. со временем выявились новые запросы к строительной площадке, нужна новая с прорезиненным ножником или с засечками не режущими. Для предприятия которое делает высокотехнологичную продукцию, с проектировать технологичную стойку как это делают крупные зарубежные корпорации, не сложно! Представте на минутку, что на каком нибудь GM сотрудник обматывает изолентой трубу, что бы рука не скользила… такого нет!

        • 1
          shigorin shigorin
          25.02.1911:35:05

          Интересно, GM поэтому заводы пачками закрывают, а в целом каждого шестого увольняют?.. (вопрос вполшутки, а в конце видео -- кадры, где изолентой обмотать было бы куда эстетичней)

        • 1
          Нет аватара 17st
          25.02.1911:44:22

          Вот на Боинге так же мотают скотч на поручни, так же неэстетично, и с той же целью, видимо.

          Ссылки у меня не вставляются, но легко можно найти фото с любых сборочных производств.

          Отредактировано: 17st~11:51 25.02.19
          • 1
            Нет аватара 1ogicandscience
            25.02.1912:19:58

            Вы путаете сходу, это не поручни, это подставка для ног, на стенде сборки ракетоносителя, а не поручни какой то лесенки для прохода людей.

            Я вам подскажу простой способ, как донести вашу «изоленту» на боинге, до народа.

            Удаляете в начале хттп, двоеточие, два слеша, ставите пробелы до и после слешей и после точек и любых знаков.

            Я тоже не могу вставлять ссылки, но моим способом легко.

            вот вам пример ссылки про боинг

            alexcheban. livejournal. com / 323574. html (убрать пробелы) я проверил скопировал ссылку удалил пробелы и сайт открылся.

            Только дайте ссылку не на фото неизвестно от куда и какого года, а на статью где опубликовано данное фото.

            И все увидят как мы догнали боинг по изоленте)

            А самое прикольное, что вы приравняли авиацию и ракетостроение, но я уже пошел у вас на поводу. Хочется хоть у боинга увидеть.

            Но что-то мне подсказывает, вы растворитесь в тумане и ни какого фото с современного производства боинга, с изолентой на стендах сборки на подставках для ног не будет.

            Отредактировано: 1ogicandscience~12:30 25.02.19
            • Комментарий удален
              • -1
                Нет аватара 1ogicandscience
                25.02.1913:25:29

                Что и требовалось доказать, ни каких ссылок нет))

                А как их вставить, что бы их не отключили, я разжевал верху и даже вставил одну для примера.

                У меня тоже тупую вставку ссылок блокируют.

                Попытайтесь еще раз, вы же взрослый (или я ошибся?) человек, так хочется изоленту увидеть.

                Повторю как вставить ссылку, чтобы она осталась в виде текста:

                Удаляете в начале хттп, двоеточие, два слеша, ставите пробелы до и после слешей и после точек и любых знаков.

                теперь под дурачка закосить не выйдет. Или снова попробуете?

                Отредактировано: 1ogicandscience~13:26 25.02.19
                • 1
                  Нет аватара 17st
                  25.02.1913:32:27

                  теперь под дурачка закосить не выйдет. Или снова попробуете?

                  Ну опечатка вышла, зачем сразу так то…

            • 1
              Нет аватара 17st
              25.02.1913:16:22

              Но что-то мне подсказывает, вы растворитесь в тумане и ни какого фото с современного производства боинга, с изолентой на стендах сборки на подставках для ног не будет.

              Зачем так пессимистично? )

              Не так уж важно, как называется то, на что намотана изолента, а дело в том, что профессионалы в любой области часто жертвуют эстетичностью в пользу удобства, надежности и практичности. Главное, чтобы это шло на пользу качеству выпускаемой продукции.

              Репортаж о сборке Боингов

              alexcheban. livejournal. com / 168022. html (убрать пробелы)

              Там примерно в середине есть пара фото с грубовато намотанным скотчем.

              Отредактировано: 17st~13:19 25.02.19
              • -1
                Нет аватара 1ogicandscience
                25.02.1913:40:14

                вы случайно не про скотч на отбойниках лестниц?))а что же вы тогда скажете про шины на бортах кораблей, это же вообще колхоз, да?))

                Вы попытались, но это из разных опер. Я так и знал, вы предсказуемы.

                Дальше смысла в разговоре не вижу. Даже у боинга, даже на поручнях стендов сборки нет изоленты, а уж при сборке ракетоносителей в тех же США тем более.

                Понимаете в чем дело. Я вижу недостаток, но не пишу «рашка говно», но понимаю он не приемлем для 21 века в космической отрасли. Изолента это показатель, кусок айсберга, из-за которого и идут некоторые проблемы с нашей космонавтикой последние годы. Об этом и пишу.

                А вот зачем вы защищаете явный косяк, сравнивая космос и какую нибудь СТО, где можно мотать изоленту, мне не понятно.

                Еще раз — не в изоленте дело, а в технологической дисциплине и в некоторой степени наплевательском отношении к ней, с такими взглядами как у вас.

                Как бы вы отнеслись к операционной, куда вас положили и дают уже наркоз, а там что-то перемотано изолентой?))

                • 1
                  Нет аватара 17st
                  25.02.1914:19:22

                  А вот зачем вы защищаете явный косяк, сравнивая космос и какую нибудь СТО, где можно мотать изоленту, мне не понятно

                  СТО — это специальная теория относительности? )

                  Боинг — это ведущая аэроКОСМИЧЕСКАЯ корпорация, вообще-то. И культура производства, полагаю, у них в целом характерная для всех предприятий этой отрасли.

                  что же вы тогда скажете про шины на бортах кораблей, это же вообще колхоз, да?

                  Ну Вы же сами просили не отклоняться от темы, причем тут судостроение?

                  Как бы вы отнеслись к операционной, куда вас положили и дают уже наркоз, а там что-то перемотано изолентой?))

                  Вот уж медицина-то здесь точно совсем из другой оперы. Не думаю, что в нашей стране сейчас можно увидеть много изоленты в операционных. Хотя… )

                • 1
                  Vladimir Dyuzhev Vladimir Dyuzhev
                  25.02.1919:51:08

                  Непонятно, почему такое пренебрежение к изоленте. Оборудование заменят только после его полного аммортизирования, и всё равно не факт, что новое будет иметь покрытие во всех удобных местах. Намотать изоленту намного быстрее.

          • -1
            Нет аватара Мафусаил
            25.02.1913:34:23

            17st, ну это не означает что мы должны так же! Мы должны быть лучше и для этого у нас есть всё!

            По поводу GM банкрот не банкрот, а карпорация существует и развивается, сокращение это часть реструктуризации что бывает во всех компаниях, но это не означает ее конец т.к. есть такой процесс оптимизация.

            • 1
              Нет аватара 17st
              25.02.1913:49:37

              ну это не означает что мы должны так же!

              Ни в коем случае! Конечно же, надо стремиться к совершенству во всем.

              И культура производства на отечественных предприятиях неуклонно повышается, это видно невооруженным глазом, когда сравниваешь с фотографиями прошлых лет.

              Просто бывают разные обстоятельства, и к ним стоит отнестись с пониманием)

              Вот, например, на легендарной конторе Skunk Works частенько царил творческий беспорядок, например, был случай, когда в качестве чертежного стола использовали межкомнатную дверь, снятую с петель.

              Это из мемуаров (рекомендую к прочтению)

              infl1ght. livejournal. com / 48049. html (убрать пробелы)

              • 2
                Vladimir Dyuzhev Vladimir Dyuzhev
                25.02.1919:53:24

                … а в амерской лабе, где работали с плутонием для первой бомбы, подпирали дверь бруском золота. (В той комнате было масса всяких материалов, которые они испытывали на предмет полезности в будущей бомбе — а вот упора для двери не было, ай-яй-яй!)

  • 0
    Нет аватара Lunoxod
    26.02.1910:29:22

    А я согласен насчет изоленты — колхоз и глаз режет.

    Должно быть спецпокрытие.

    В ракетной трасли должно быть все красиво — и ракеты, и цеха, где их производят.

    Одно хорошо — изолента правильная, синего цвета ;)

    Правда, это самая малая из проблем, имеющихся сейчас в нашей ракето-строительной отрасли. Брак, отсутсвие четких перспектив, отсутствие внятной программы развития, отсутствие амбициозных проектов, ведущих за собой все человечество, как это было раньше.

    Вот это, считаю, главная проблема.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,