127

Космодром Восточный: запуск ракеты «Союз-2.1а»

  •  © img.geliophoto.com

27 декабря 2018 года состоялся четвёртый запуск в истории космодрома Восточный — первого в России гражданского космодрома. Ракета-носитель «Союз-2.1а» успешно стартовала в расчётное время, а отделившийся разгонный блок «Фрегат» доставил на целевые орбиты два российских спутника «Канопус-В» и 26 малых космических аппаратов, принадлежащих другим странам.

1. Монтажно-испытательный корпус ракеты носителя (МИК РН). Здесь проводится сборка ракеты-носителя, стыковка ее с космической головной частью (КГЧ) и подготовка ракеты космического назначения (РКН) к вывозу на стартовый комплекс. Общая площадь здания — почти 45 тысяч квадратных метров, что сравнимо с шестью футбольными полями. Сборку этой РН «Союз-2.1а» завершили 20 декабря — за неделю до старта.

  •  © img.geliophoto.com

2. Сборка головного блока и КГЧ осуществлялась в другом корпусе — МИКе космических аппаратов и разгонных блоков (МИК КА и РБ). В состав головного блока вошли разгонный блок «Фрегат», два российских спутника и попутная полезная нагрузка в виде 26 малых иностранных космических аппаратов. За их запуск отвечали «Главкосмос» и «Главкосмос Пусковые Услуги» — оператор коммерческих пусков ракет-носителей «Союз-2» с российских космодромов.

  •  © img.geliophoto.com

3. «Союз-2.1а» — это модификация ракеты «Союз-2», созданная на базе «Союза-У» и оснащенная усовершенствованной системой управления и двигательными установками I и II ступеней. Эта ракета отличается от прежней модели повышенной точностью выведения космических аппаратов на требуемую орбиту и увеличенной массой выведения полезных грузов в космос. «Союз-2.1а» производят в Самаре, в РКЦ «Прогресс».

  •  © img.geliophoto.com

4. На первой ступени установлены четыре маршевых двигателя РД-107А. Они работают на ракетном топливе, в котором в качестве горючего используется керосин, а в качестве окислителя — жидкий кислород.

  •  © img.geliophoto.com

5. Перед транспортировкой на стартовый комплекс космическая головная часть (в составе РБ «Фрегат», космических аппаратов и головного обтекателя) уже пристыкована к ракете и закрыта слоем теплоизоляции. Поддержание комфортного температурно-влажностного режима для спутников внутри КГЧ обеспечивается системой термостатирования. Это нечто вроде кондиционера с воздуховодами, подведёнными к головному блоку.

  •  © img.geliophoto.com

6. Специалисты проводят финальную проверку ракеты перед вывозом из МИКа.

  •  © img.geliophoto.com

7. Внутри МИКа ракета передвигается по рельсам. Весь путь до стартового стола она тоже проделает по железной дороге.

  •  © img.geliophoto.com

8. В дальней части МИКа видны детали другой ракеты — «Союз 2.1б». Её запуск запланирован на весну-лето 2019 года.

  •  © img.geliophoto.com

9. Традиционно перед вывозом ракеты проводят общее построение. В нём участвуют сотрудники Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры и РКЦ «Прогресс», пожарные, железнодорожники и охрана.

  •  © img.geliophoto.com

10. Вывоз ракеты из МИКа. Она передвигается по рельсам на специальной платформе.

  •  © img.geliophoto.com

11. Расстояние от МИКа до стартового стола — 4,5 километра. Чтобы его преодолеть, ракете потребуется около часа.

  •  © img.geliophoto.com

12. Работы по транспортировке начались ещё до рассвета, за трое суток до старта.

  •  © img.geliophoto.com

13. Платформу с ракетой тянет тепловоз.

  •  © img.geliophoto.com

14. Во время транспортировки ракета окружена пешими сопровождающими. Поезд движется с комфортной для них скоростью: 5 км/ч.

  •  © img.geliophoto.com

15. Перед заправкой топливом и доставкой на борт полезного груза стартовая масса ракеты составляет более 311 тонн. Для сравнения: самый большой в мире пассажирский самолёт Airbus A380 весит 277 тонн.

  •  © img.geliophoto.com

16. На подъезде к стартовой площадке производится перецепка локомотива. Теперь тепловоз не тянет, а толкает состав-установщик к пусковому столу.

  •  © img.geliophoto.com

17.

  •  © img.geliophoto.com

18. Длина РН «Союз-2.1а» составляет 46,3 метра, диаметр — 10,3 метра.

  •  © img.geliophoto.com

19. Ракету провозят через мобильную башню обслуживания. Это своеобразный передвижной дом, где проводятся работы по подготовке ракеты-носителя к пуску. Башня высотой 52 метра (15 этажей) подъезжает к ракете, стоящей на стартовом столе, и обеспечивает доступ ко всем её системам.

  •  © img.geliophoto.com

20. До момента запуска ракету держат металлические фермы-опоры. Они сохраняют равновесие аппарата при сильных порывах ветра. По бокам ракеты-носителя располагаются мачты обслуживания, с помощью которых передвигаются сотрудники космодрома.

  •  © img.geliophoto.com

21. После доставки аппарата на стартовый стол специальное устройство начинает переводить ракету в вертикальное положение.

  •  © img.geliophoto.com

22. Процесс вертикализации занимает около получаса.

  •  © img.geliophoto.com

23. Затем установщик убирают, а на ракету наезжает мобильная башня обслуживания. В течение трёх дней внутри этого сооружения «Союз-2.1а» готовили к полету: подключали коммуникации, размещали груз и заливали топливо.

  •  © img.geliophoto.com

24. В подземной части стартового стола находится специальный канал, который предназначен для отвода газа и продуктов горения, выделяющихся при запуске.

  •  © img.geliophoto.com

25.

  •  © img.geliophoto.com

26.

  •  © img.geliophoto.com

27. Ночь перед пуском.

  •  © img.geliophoto.com

28. «Союз-2.1а» внутри мобильной башни обслуживания. Из российских космодромов башня закрытого типа есть только на Восточном.

  •  © img.geliophoto.com

29. В такой башне можно проводить предстартовую подготовку в самых сложных климатических условиях.

  •  © img.geliophoto.com

30. Головной обтекатель всё ещё скрыт под защитным чехлом.

  •  © img.geliophoto.com

31. Мобильная башня обслуживания снаружи.

  •  © img.geliophoto.com

32. Момент запуска ракеты.

  •  © img.geliophoto.com

33. «Союз-2.1а» был запущен в 5 часов 07 минут 18 секунд по московскому времени и 11 часов 07 минут 18 секунд — по якутскому

  •  © img.geliophoto.com

34. Ракета и разгонный блок «Фрегат» сработали штатно.

  •  © img.geliophoto.com

35. Для «Фрегата» этот пуск стал 72-м. Устройство успешно вывело на орбиту спутники и космические аппараты, а затем вошло в атмосферу на высоте 100 километров. Позже обломки «Фрегата» затопят в несудоходном районе Тихого океана.

  •  © img.geliophoto.com

36. Тяга реактивного двигателя.

  •  © img.geliophoto.com

37. Тяга — это сила, которая «толкает» ракету сквозь воздушный поток.

  •  © img.geliophoto.com

38. Топливо сгорает в двигателе ракеты, и из сопла выходит масса в форме газа под высоким давлением.

  •  © img.geliophoto.com

39. В морозном воздухе поднимается большое облако пара и дыма.

  •  © img.geliophoto.com

40. После запуска ракета разворачивается вокруг своей оси, а затем ложится на курс.

  •  © img.geliophoto.com

41. Здесь видно, как за ракетой тянется белая полоса. Это конденсационный след, он появляется из-за того, что на определённой высоте выхлоп двигателя вызывает процессы конденсации в атмосфере. Следы от водяных паров или кристалликов льда относятся к искусственным облакам, которые позже вырождаются в перистые.

  •  © img.geliophoto.com

42. От От ракеты отделяются некоторые её части, о чём заранее предупреждают жителей сёл, расположенных в районе падения. После старта двигатели боковых блоков работают 118 секунд, а затем отключаются. Далее они сбрасываются. Центральный блок состоит из хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного включения. Он перестаёт работать через 280-290 секунд, после чего эта ступень тоже отделяется, а ракета продолжает движение и очень быстро превращается в небольшую точку.

  •  © img.geliophoto.com

В процентном соотношении пусков в мире Россия заняла в 2018 году третье место. В 2019 году «Роскосмос» планирует нарастить количество запусков ракет-носителей.

В Главкосмос Пусковые Услуги считают, что Россия должна делать ставку на коммерческие пуски и увеличивать их число. В планах компании — развивать отечественные ракеты-носители под требования заказчиков, а также адаптировать космодромы и инфраструктуру.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • -9
    Нет аватара Maggey
    28.01.1909:13:55

    Уже публиковали. Старая новость. Удалите.

    • 5
      Zveruga Zveruga
      28.01.1910:13:26

      Это сам автор снимков выложил.    

      • -7
        Нет аватара Maggey
        28.01.1910:34:27

        И? Это уже было зачем еще одно и то же?

        • 3
          Zveruga Zveruga
          28.01.1911:06:45

          Авторское право на информацию у автора этого топика.

    • 7
      Romik Romik
      28.01.1911:07:16

      Ничего страшного, хорошую новость можно и повторить

      • -8
        Нет аватара Maggey
        28.01.1911:29:10

        Так давайте каждую хорошую новость повторять и что получится?

        • 0
          Romik Romik
          29.01.1910:31:35

          Получится красота и благолепие

  • 3
    Drub Drub
    28.01.1913:12:49

    Статья органично ложится в раздел фотофакты

  • 2
    Птичка Грач Птичка Грач
    28.01.1917:15:29

    замечательный фоторепортаж об отличной и значимой новости   

    когда-то здесь стартовали ракеты 27 дивизии … эх нахлынули детские и юношеские воспоминания о десятке … спасибо автору за снимки

    Отредактировано: Птичка Грач~17:16 28.01.19
  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 4
      Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
      28.01.1917:41:10

      Минус вам, батенька, за «Айфоныча».

      И второй — от голодно-беременных пенсионеров, которым надо все деньги от экономии на космосе отдать!   

      Отредактировано: Андрей Евсеенко~17:41 28.01.19
  • 1
    Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
    28.01.1917:45:19

    Отличный фоторепортаж, СПАСИБО!

    З.Ы. Как же красива эта «дочка» Семёрки! На мой вкус — идеальна по дизайну!

    З.Ы.2 Я на своём участке сварил её макет в масштабе 1:10. Упрощённый, конечно, но всё равно красивый.    

  • 1
    sergei bannykh sergei bannykh
    28.01.1918:38:26

    Лепота! Особенно фото с кондесацией пара. Никогда такого не видел. Спасибо.

  • 0
    s-t-a-l-k-e-r s-t-a-l-k-e-r
    28.01.1922:41:28

    Прочитанным и увиденным удовлетворён. Вопросов нет. Автору поклон и пожелание дальнейших репортажей в таком же стиле. Пересмешников конечно не переделаешь. Но для молодёжи, желающей докопаться до смысла бытия, будет на кого равняться.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,