100

Суперджет 100 — итоги 2018 года

  •  © farm3.staticflickr.com

В ноябре 2018 года самолёт Sukhoi Superjet 100 поменял название, убрав слово «Sukhoi». Сделано это по двум причинам: первая — в ГСС решили, что ассоциироваться с боевыми самолётами для гражданского борта нежелательно. Вторая причина — юридическая. Совет директоров ОАК в рамках реализации программы по созданию дивизиона гражданской авиации принял решение передать пакет акций ПАО «Гражданские самолёты Сухого» корпорации «Иркут».

В 2018 году в Комсомольске-на-Амуре было построено и поднялись в небо 24 Суперджета. Первоначально в 2018 году планировалось выпустить 38 Суперджетов. В декабре 2017 года глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что будет произведено 30 бортов. Глава АО «ГСС» Александр Рубцов в декабре 2018 г. сообщил, что по итогам года компания произведёт 26 самолётов, в действительности 2018 год завершился выпуском 24 самолётов. По словам президента ГСС, снижение количества выпущенных самолётов связано с дефицитом двигателей SaM146.

Статистика по годам выпуска по данным Russianplanes.net:
Год20082009201020112012201320142015201620172018Всего
Выпущено222512243518193324177

По состоянию на 1 января 2019 года 128 самолётов SSJ100 выполняют полёты в российских и зарубежных авиакомпаниях и различных госструктурах:

  • Аэрофлот — 49 (1 на хранении)
  • Interjet — 21 (1 в аварийном состоянии)
  • Газпромавиа — 10
  • Ямал — 12 (4 на хранении)
  • ИрАэро — 8 (2 на хранении)
  • Якутия — 3 (1 на хранении, 1 в аварийном состоянии)
  • CityJet — 3 (1 на хранении)
  • Brussels Airlines — 3
  • Азимут — 8
  • ВВС Таиланда — 3
  • СЛО Россия и МЧС России — по 2 борта
  • МВД России, РусДжет, ComLux Казахстан и Погранслужба Казахстана — по 1 самолёту.

На хранении у эксплуатантов находятся 10 самолётов, ещё два борта — в аварийном состоянии. В октябре 2018 г. в результате выкатки за пределы ВПП SSJ100 а/к «Якутия» получил повреждения, не позволяющие восстановить самолёт. У компании Interjet после повреждения 25 октября 2015 года носового обтекателя самолёт (с/н 95040) выведен из эксплуатации и, вероятно, является донором запчастей для действующего парка. Точной проверяемой информации по состоянию флота самолётов SSJ100 у мексиканского авиаперевозчика нет.

Максимальный налёт SSJ100 — у авиакомпании «Азимут», он составляет 210-220 часов в месяц. В летний период по некоторым самолётам авиакомпании в сутки наблюдался налёт по 10 и более часов.

12 июля 2018 года на аэродроме ЛИИ им. Громова при проведении испытаний самолёта с саблетами (бортовой 97006) при посадке была не полностью выпущена правая стойка шасси. Самолёт приземлился на запененную полосу, экипаж не пострадал. Сообщалось, что повреждения самолёта были незначительны и он будет восстановлен для продолжения испытаний. Однако после этого авипроисшествия самолёт в испытательных полётах замечен не был, а информация о ходе его восстановления не поступала.

ЗаказчикКол-во ВСТип контракта
Peruvian Airlines10предварительное соглашение о намерениях
Замбия1твёрдый контракт
Замбия4опцион, предварительное соглашение
Alexcina LLC12соглашение о намерениях
ADRIA Airways15твёрдый контракт
Kom Airlines Company Limited6соглашение о намерениях
Аэрофлот100твёрдый контракт
Итого148

В течение года АО «ГСС» подписало несколько контрактов и соглашений о намерениях на поставку Суперджетов российским и зарубежным заказчикам. Так 16 июля ГСС и перуанская авиакомпания Peruvian Airlines подписали предварительное соглашение о намерениях на 10 самолётов SSJ100.

8 сентября в Геленджике в рамках Гидроавиасалона-2018 был подписан договор на поставку в Замбию одного самолёта SSJ100 в VIP-версии. Возможен опцион на покупку ещё четырёх самолётов для местной авиакомпании.

В рамках Bahrain Air Show 2018 АО «ГСС» и Alexcina LLC, базирующаяся в Дубае, подписали соглашение о намерениях на приобретение 12 самолётов SSJ100.

В ноябре было достигнуто соглашение со словенской авиакомпанией ADRIA Airways на поставку 15 Суперджетов. Первый самолёт авиакомпания получит уже в начале 2019 года. Самолёты будут сданы в лизинг по долгосрочному договору аренды. Кроме того был подписан Меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым будет организован центр технического обслуживания и ремонта SSJ100 в аэропорту Любляны.

В самом конце 2018 года в Бангкоке АО «Гражданские самолёты Сухого» подписало соглашение о намерениях с тайской компанией Kom Airlines Company Limited на поставку шести SSJ100 в период с 2019 по 2020 год. В соответствии с предварительной договорённостью самолёты будут поставлены в компоновке на 100 мест.

Флот авиакомпании «Северсталь» в первые дни 2019 года пополнился сразу двумя самолётами SSJ100. Как следует из данных онлайн сервиса Flightradar24, 3 января 2019 г. Superjet 100 с регистрационным номером RA-89118 и заводским 95172, перелетел из центра поставки АО «Гражданские самолёты Сухого» (Жуковский) в базовый аэропорт авиакомпании — «Череповец». Это первый SSJ100, поставленный ГСС в 2019 году.

На следующий день, 4 января, в Череповец прилетел третий Суперджет авиакомпании — это самолёт с регистрационным номером RA-89119 и заводским 95154. Первый SSJ100 авиакомпания получила 26 декабря 2018 года — это борт RA-89117. Всего авиакомпания должна получить шесть Суперджетов.

Но самым значительным достижением стало соглашение с «Аэрофлотом» на поставку до 2026 года ста Суперджетов. Договорённости были достигнуты в сентябре в рамках Восточного экономического форума-2018. Самолёты будут поставлены в двухклассной компоновке — 12 мест в салоне бизнес-класса и 75 в салоне экономического класса. «Аэрофлот» приобретает такое большое количество отечественных самолётов для передачи их своим дочерним компаниям «России» и «Авроре» с целью организации межрегиональных перевозок минуя московский авиаузел.

В рамках авиасалона Eurasia Airshow 2018 АО «ГСС» подписало два меморандума о намерениях на поставку 40 самолётов SSJ100R авиакомпаниям Ирана. Буква «R» в названии самолёта обозначает «русифицированный» самолёт, в котором доля комплектующих, попадающих под запрет со стороны США не будет превышать 10%, что позволит обойти американские санкции в отношении Ирана и других стран. Самолёт SSJ100R будет поставляться заказчикам с 2020 года.

В 2018 году АО «ГСС» окончательно определилось с развитием программы региональных самолётов. Началось проектирование уменьшенной версии Суперджета — SSJ75. 10 самолётов уже заказали ведомства госсектора и 100 — предварительный заказ авиакомпании S7. Машина появится на рынке через пять-шесть лет. У самолёта будет композитное крыло и улучшенная аэродинамика.

В 2018 году обозначилась проблема с двигателями SaM146 для самолётов SSJ100. Стало известно о конструктивных недостатках горячей части двигателя, за которую отвечает французская Snecma — в камерах сгорания и маслосборниках появляются трещины. Причём, они появляются в два раза быстрее, чем это оговорено гарантией — через 2-4 тысячи лётных часов вместо 7,5-8 тысяч часов.

Для исправления недостатков данной части двигателя требуются огромные инвестиции и расширение производства, однако Snecma, являющаяся подразделением промышленного конгломерата Safran SA, не планирует что-то менять в текущем производственном процессе. По словам заместителя министра промышленности и торговли Олега Бочарова, условия, которые выставляет Snecma при покупке/аренде подменных двигателей у компании PowerJet, неприемлемы для российских региональных авиакомпаний. «Просто не приемлемы и всё, — заявил Олег Бочаров в ноябре 2018 года на отраслевой конференции „Региональная Авиация — системный элемент магистральной инфраструктуры“. — А качество самого двигателя вне гарантийного срока и внутри гарантийного срока, вызывает вопросы по горячей части. С этим двигателем нам всё равно жить и дальше. Это решение предшествующих периодов и никто не мог знать, что оно так пойдёт. Безусловно, будем мучиться с этим двигателем, пока не произведём свой», — добавил замминистра.

Также 2018 год запомнится особенно острым накалом критики послепродажного обслуживания самолётов SSJ100 и нехваткой двигателей SaM146 для подмены и производства лайнеров. В ГСС эту проблему понимают и занялись ей очень серьёзно: на 3,5 млрд рублей закуплено запасных частей, полностью реконструирован склад з/ч, проведена комплексная автоматизация рабочих процессов, организована круглосуточная поддержка заказчиков. По всему флоту запущены десятки сервисных бюллетеней для повышения эффективности эксплуатации Суперджетов.

В ГСС внедряется программа сбора и анализа эксплуатационных данных, которая даст возможность получения в реальном времени информации по эксплуатации всего парка SSJ100. Единая база знаний и эксплуатационной статистики повысит эффективность ТОиР, что сократит сроки устранения простоев воздушных судов по техническим причинам.

Кроме того, последние соглашения на поставку SSJ100 в Словению и Таиланд предусматривают одновременное создание в этих странах центров ТОиР, чего ранее не было.

В 2019 году может быть завершено сотрудничество ГСС и ирландской CityJet. Авиакомпания Brussels Airlines, которая брала в субаренду самолёты SSJ100 у CityJet, сообщила о своем решении отказаться от эксплуатации этих ВС. Причиной названо желание CityJet поменять свою бизнес-модель и выйти из программы полётов в Лондон-Сити. По словам главы ГСС Александра Рубцова, ситуация может проясниться в первом квартале 2019 года.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 11
    Нет аватара Захарка
    21.01.1921:21:31

    Жалко, конечно, что выпуск 2018 года сократился на 14 машин — французам было бы неплохо неустойку выставить, чтобы думали не лягушачьими лапками, а головой.

    Но, думаю, поставки в Аэрофлот сделают свое дело.

    • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
      • 9
        Нет аватара Захарка
        21.01.1922:55:06

        Ага, щщас.

        • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
          • 7
            Vovantro Vovantro
            22.01.1908:07:32

            Хватит уже чушь молоть. Успокойтесь.

      • 15
        Иван Кротов Иван Кротов
        22.01.1902:09:27

        Вряд ли эго будут сворачивать, наверняка его будут локализовывать. в 2018 в основном занимались локализацией компонентов США. Когда локализуют то гораздо больше появиться рынков.

        • 8
          shigorin shigorin
          22.01.1902:35:25

          Осторожно, хронофаг -- набегает и как бы пытается спорить, но не принимает во внимание то, что ему, собственно, говорят.

          Полагаю, надеется таким образом избежать заслуженного бана как можно дольше.

      • 1
        Vladimir Dyuzhev Vladimir Dyuzhev
        22.01.1905:41:12

        И тут этот идиот    

        Ну не даёт тебе Машка — купи себе куклу надувную!

    • 0
      Евгений Калашников Евгений Калашников
      22.01.1910:25:27

      а вы не предполагаете что реальная причина не во французах? — что б капиталисты сократили выпуск -НЕ ВЕРЮ

      а вот настоящие проблемы с качеством ( что такое машин на хранении — этож факт неработоспособности и неэффективности) = видимо НАСТОЯЩАЯ ПРИЧИНА

      • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
      • 0
        Нет аватара mrrhyde
        22.01.1914:53:33

        «на хранении» — скорее всего держат на запчасти в связи с отсутствием послепродажного обслуживания.

        А французы уже кидали на по-крупному. Кинули раз, кинут и второй.

    • 4
      Нет аватара абрамыч
      22.01.1911:07:06

      У лягушатников майдан начинается,как и у хахлов -надо на свои движки переходить.

    • 2
      Дмитрий Гунин Дмитрий Гунин
      22.01.1912:21:48

      Жалко, конечно, что выпуск 2018 года сократился на 14 машин

      В 2017 облетано 33 самолета, в 2018 — 24. Разницу сами посчитаете?

      Отредактировано: Дмитрий Гунин~19:05 22.01.19
      • 2
        Нет аватара Захарка
        22.01.1913:32:25

        Я имел в виду разницу между количеством запланированных и реально выпущенных в 2018 году самолётов.

        • 1
          Дмитрий Гунин Дмитрий Гунин
          22.01.1919:09:44

          Не нашел упоминаний в принципе о 38 запланированных в 2018. Были планы передать 38, скорее всего с учетом вторички, но не произвести. Это разные понятия.

          Я еще в начале 2018 года высказывал предположение, что завод физически не сможет поднять более 23-25 самолетов в течение года, ибо НАЗ в 2017 году подготовил задел на 2018 в виде 25 комплектов фюзеляжа.

          Отредактировано: Дмитрий Гунин~19:11 22.01.19
    • 0
      Нет аватара mrrhyde
      22.01.1914:49:58

      Французам не привыкать кидать российских партнеров…

    • -5
      Нет аватара SS22
      22.01.1920:10:45

      убрав слово «Sukhoi». Сделано это по двум причинам: первая — в ГСС решили, что ассоциироваться с боевыми самолётами для гражданского борта нежелательно.

      Ну конечно…обосрались со своим Джетом по полной,и чтобы негатив на боевую технику не переносить,стыдливо убрали «Сухой»   

      А вообще Dance прав,свернут этот проект на хрен,не фартануло)))

  • 9
    Badassgoliath Badassgoliath
    22.01.1909:12:51

    Стало известно о конструктивных недостатках горячей части двигателя, за которую отвечает французская Snecma — в камерах сгорания и маслосборниках появляются трещины. Причём, они появляются в два раза быстрее, чем это оговорено гарантией — через 2-4 тысячи лётных часов вместо 7,5-8 тысяч часов.

    однако Snecma, являющаяся подразделением промышленного конгломерата Safran SA, не планирует что-то менять в текущем производственном процессе.

    Прикольно, чо. Французы поставляют двигатель, который работает в лучшем случае только половину гарантийного срока, и абсолютно не парятся по этому поводу.

    Тут где-то пробегал дятел, любящий кукарекать о том, как у нас всё плохо. Было бы интересно послушать его мнение на это счёт.

    P. S. Я знаю, что дятлы не кукарекают. Но это спец-дятел.

    Отредактировано: Badassgoliath~09:13 22.01.19
    • 0
      Евгений Калашников Евгений Калашников
      22.01.1910:28:04

      у меня единственное некомфортное ощщение на супере было от высокочастотного свиста на крейсерской на первых экземплярах в аэрофлоте- это явный касяк!

    • 0
      Нет аватара mrrhyde
      22.01.1914:54:52

      если в методичке написано «кукарекать», значит он будет кукарекать    

  • 5
    Андрей Валерьев Андрей Валерьев
    22.01.1909:23:31

    неоднозначный самолет получился… и по количеству пассажиров, и с кучей «закладок» и ограничений от «партнеров"

    если не отступятся и «допилят» версию R да с ПД-7 под крылом да с винглетами… то получится хороший самолетик.

    • 7
      Игорь Brick
      22.01.1910:57:06

      Чую, заклятые друзья еще понасуют палок в колеса сертификации как МС-21, так и ПД14, ПД7.

    • 2
      Bob Kinski
      22.01.1911:18:01

      Обычные ограничения, чего в них такого? Аирбас и боинг тоже по уши в этих ограничениях.

      Вон в Иране с прошлого года стоит сломанный норвежский боинг, а починить нельзя, санкции.

    • 7
      Нет аватара KapitanBlad
      22.01.1914:11:25

      неоднозначный самолет получился

      Что однозначно лучше, чем «однозначно самолет не получился». )))

      Я считаю, что суховцы совершили просто таки эпический подвиг, создав в ТЕХ условиях с нуля (!) очень хороший самолёт, спасший, в итоге, нашу гражданскую авиапромышленность от окончательной деградации. К тому же, самолёт получился вполне конкурентноспособным даже на мировом рынке и если бы этот рынок был действительно «свободным», как нас убеждали пропагандисты «западных ценностей», то … Впрочем, не будем грустить о не существующем в природе. ))) К слову, ни китайцам, обладающими куды бОльшими финансовыми возможностями, с их ARJ21, ни сверхсуперпупервысокотехнологичным японцам, с их MRJ21, повторить сей подвиг так и не удалось.

    • 0
      Нет аватара mrrhyde
      22.01.1914:55:48

      с саблетами

  • -1
    Vladimir Smolnikov Vladimir Smolnikov
    22.01.1911:23:02

    Хорошая статья. Хороший обзор. Информативный.

    Как мы все поняли, проблемы SSJ-100 связаны с т.н. «слабым звеном» двигателем

    SAM-145, который на него устанавливается. И проблемы связаны с «горячей частью двигателя», за которую отвечает французская Snecma.

    И видно, что проблема не решается. Решается закупкой запасных комплектующих, которые также служат не оговоренный срок.

    SAM-145 все равно по своим характеристикам превосходит украинский Д-436 (АН-148) по степени сжатия и удельной силе. А по экономичности выигрывает у CF34-10 (Embraer E-190, E-195),но проигрывает ему по степени сжатия.

    Какой выход из этой ситуации?

    Если бы был на подходе двигатель ПД-7. Пусть даже его характеристики были бы несколько хуже, но срок гарантийной эксплуатации был выше. И это было бы важнее.

    Но сроки поставки этого двигателя не определены.

    Другой вариант устанавливать Пратт и Витни PW1700G/PW1900G, по удельному расходу топлива этот двигатель выигрывает у SAM-145 порядка 12%. Но как этот двигатель ведет себя в эксплуатации неизвестно, это новый двигатель, ожидаемый в 2018 году.

    И тоже это практически кот в мешке.

  • 10
    Vladimir Smolnikov Vladimir Smolnikov
    22.01.1911:31:01

    Отказ от производства SSJ-100 не должен рассматриваться. Он лучше (гораздо лучше) устаревшего еще при выпуске АН-148 и стоит на одной ступени со своими одноклассниками Ембраер и Бомбардье.

    Нужно решать означенную проблему. И это единственный ПРАВИЛЬНЫЙ выход из этой ситуации.

  • 4
    Нет аватара olegg
    22.01.1913:12:15

    В любом случае, на данный момент SSJ-100 — самый удачный в нашей (пост-советского периода) гражданской авиапромышленности проект. Ни Ту-334, ни уж тем более украинский АН даже близко не смогли бы стать альтернативой с расчетом на перспективу с учетом полного перехода на цифру и с учетом роста конкуренции.

    Понятно, что планы по объему выпуска были более радужные, чем имеем сейчас. Но так и ситуация на момент запуска серии в экономике была, мягко говоря, другая.

    Никто и не говорил, что будет легко сломать Боинго-Эмбрайерное лобби.

    Главное, что проект живой и средства на его реализацию потрачены не зря. Мало того, что самолет конкурентный, так еще ошибки, допущенные при реализации проекта, дают возможность избежать подобного в дальнейшем.

    Отредактировано: olegg~15:00 22.01.19
    • 4
      Vladimir Smolnikov Vladimir Smolnikov
      22.01.1913:27:36

      Правильно!

      Никто и не говорил, что будет легко сломать Боинго-Эмбрайерное лобби.

      Конкурировать на равных с Боингом и Айрбасом — сложно. И такая задача вообщем-то в принципе и не ставится.

      Наша задача — поднять свою авиапромышленность после развала. Отвоевать (именно так по военному) свою долю и свой (пусть небольшой )рынок для наших самолетов. Постепенно развивая, усиливая и укрупняя свое производство. Прямо сейчас, сегодня для Боинга и Айрбаса мы никто. Но не это важно. Важно собственное развитие, что может потребовать долгого времени. Самолеты, двигатели, ракеты создавать и строить это не пончики печь и не конфеты шлепать на конвейере. Поэтому спокойствие.

      Задачи определены. Проблемы обозначены. Остается только работать. Год за годом.

  • 0
    Нет аватара yu.f.pan
    22.01.1917:06:52

    В обзоре не сказано, что идёт подготовка на поставку в Иран новой версии самолета Sukhoi Superjet 100 — SSJ100R в количестве 40 штук.

    Пока информации на эту тему мало, по — видимому из-за того, что пресса раздула: «…так, будто все сроки сдачи 40 пассажирских лайнеров горят, будто самолёты стоят сиротливой стайкой на иранской границе и не могут попасть внутрь без американского разрешения. На самом деле, и это не так — крайний срок сдачи всех самолётов — 2022 год. То есть, ГСС рассчитало сроки так, чтобы оставить себе временной запас для полной и окончательной «русификации» (с некоторыми иностранными, например, французскими, но не американскими компонентами) SSJ100R и никаких оснований суетиться и размахивать руками как на пожаре и близко нет."

     https://jpgazeta.ru/ssha-...u/?utm_source=finobzor.ru 

    • 1
      Павел П Павел П
      22.01.1918:18:27

      "Мы приняли твердое решение пока отказаться от продажи самолетов в Иран в нынешних условиях с учетом наличия 22% прямого американского оборудования",

      — заявил президент ГСС Александр Рубцов на пресс-конференции во время авиасалона BIAS-2018 в Манаме, столице Бахрейна, который проходит 14-16 ноября.

    • 1
      Андрей Валерьев Андрей Валерьев
      22.01.1919:34:39

      а потом сенат примет закон что не 10% а 3% американских комплектующих требуют разрешения… или вообще 1%.

      и чего делать — непонятно

      Отредактировано: Андрей Валерьев~19:35 22.01.19
      • 0
        Нет аватара yu.f.pan
        23.01.1912:22:00

        и чего делать — непонятно

        Наверное надо уже думать как наладить производство авиационных двигателей ПД-7.

  • 0
    Владимир Воронцов Владимир Воронцов
    22.01.1918:34:32

    Кстати, сколько движков купили на подменный фонд?

  • 3
    Юрий Липатов
    22.01.1919:05:20

    Спасибо американцам и французам! Они нам указали наш путь свои двигатели ПД7 и авионика!

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,