стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
137

Где и как делают атомные реакторы

  •  © ic.pics.livejournal.com

Фоторепортаж с «Атоммаша» — гордости Росатома — гигантского производства, где делают корпуса одних из самых востребованных ядерных реакторов для атомных электростанций: ВВЭР-1000 И ВВЭР-1200.

«Атоммаш» располагается в Ростовской области неподалеку от города Волгодонск, входит в структуру «Атомэнергомаша» — машиностроительного дивизиона «Росатома».

У проходной привлекает внимание оригинальный монумент из корпуса реактора ВВЭР-1000. Для его создания использован один из трех реальных корпусов реактора ВВЭР-1000, оставшихся невостребованными после резкого сокращения объемов строительства новых энергоблоков АЭС в СССР после Чернобыля. Сегодня использовать их на строящихся станциях уже невозможно, поэтому пригодился как памятник.

  •  © ic.pics.livejournal.com

На входе всех сотрудников и гостей ждут турникеты и рамки металлоискателей, а еще раньше «трубки» — алкотестеры, в которые каждый должен дунуть и дождаться зеленого сигнала чтобы пройти на производство.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Поскольку с компонентами ядерного топлива тут не работают, то процедура досмотра на входе и выходе значительно проще чем на АЭС, но всю фото-видеотехнику пропускали только по списку и со сверкой серийных номеров.

На проходной привлек внимание контейнер для сбора химически опасных бытовых предметов: люминесцентных ламп и батареек. «Росатом» всячески подчеркивает экологическую чистоту своей деятельности, и это выражается не только в пиаре, но и во вполне полезных малых делах.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Каждый рабочий и посетитель должны иметь при себе средства индивидуальной защиты: каску и очки. Для многих сотрудников и гостей-блогеров каска заменяется «каскеткой» — бейсболкой с плотным пластиковым каркасом внутри. Масса изготавливаемой продукции на заводе исчисляется десятками тонн, и такая каскетка защищает от случайного удара головой о какую-нибудь балку так же эффективно как обычная каска, а от многотонного реактора и каска не поможет.

Первый пункт экскурсии — музей. Здесь самый интересный экспонат — макет предприятия. Сотрудник музея не без гордости показывает масштабы предприятия.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Хотя некоторые здания из проекта так и не построили (на макете они отмечены красными метками), но если сравнить со снимком из космоса — основную часть производственных площадей воплотить успели.

  •  © ic.pics.livejournal.com

«Атоммаш» еще под названием ВЗТМ начали строить в 1974 году. Он стал одной из важнейших строек Советского Союза того времени, которая должна была справиться с нехваткой электроэнергии у растущей экономики социалистического государства. Тогда мыслили и планировали в масштабах десятилетий, и уже вначале 70-х знали, что в 80-х понадобится энергия, которую надеялись получить из атома.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Производственные цеха «Атоммаша» создавались по обратному принципу. Не сначала коробка, а потом оборудование, а сначала оборудование, во временных павильонах, которое располагали согласно планируемым технологическим операциям, а только потом — капитальные стены цехов.

Результатом такого строительства можно считать неравномерную высоту крыши главного цеха, которая соответствует стоящему внутри оборудованию.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Характерно, что практически все тяжелые станки на заводе — иностранные. Пресс — японский IHI, немецкие карусельные станки — Dörries, встречались еще шведские (ESAB) и итальянские (BREDA) названия.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Японский пресс — отдельная гордость завода. В музее можно посмотреть действующую модель пресса. Говорят, ее подарили в качестве компенсации за несоблюдение сроков поставки и монтажа настоящего станка.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Другие модели лучше показывают, какие изделия производятся сейчас, и как они используются в атомной энергетике.

Ядерный реактор ВВЭР-1000

  •  © ic.pics.livejournal.com

  •  © ic.pics.livejournal.com

Парогенератор реакторной установки

  •  © ic.pics.livejournal.com

С 80-х на заводе производились атомные реакторы ВВЭР-1000. Чернобыльская авария перечеркнула атомное будущее советской энергетики. В 1986 году заказы на продукцию для Минсредмаша практически прекратились, и заводу пришлось перепрофилироваться. Все усугубили 90-е годы, которые оказались тяжелым ударом и для всей страны.

Зато удалось немного поработать и на космос. Оказывается «Атоммаш» произвел подъемник ракеты для проекта «Морской старт».

  •  © ic.pics.livejournal.com

Вообще специализация «Атоммаша», кроме оборудования для АЭС — производство крупногогабаритных и тяжелых металлических изделий. Завод работает и для науки — делал элементы токамака Т-15 для Курчатовского института, и для неядерной энергетики — газовые турбины, и для нефтянки — оборудование для нефтеперерабатывающих заводов.

Возвращение в атомную семью произошло сравнительно недавно — в 2009 году, когда «Атоммаш» стал частью «Росатома». Сейчас здесь делают реакторы ВВЭР-1200.

Первые изделия уже поставлены на Белорусскую АЭС.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Как только глаза адаптировались к сумраку заводского цеха, всё внимание привлек гигантский пресс.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Высота этого пролета заводского цеха — 40 метров. Высота пресса — немногим меньше — с пятиэтажный дом или выше.

Создаваемое усилие — 15 тыс тонн.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Пресс используют для горячей обработки металлических изделий. Неподалеку — печи для нагрева заготовок до 1200 градусов, но саму работу пресса с горячим металлом, к сожалению, увидеть не удалось.

В соседнем пролете сложена оснастка пресса, покоробленная высокой температурой заготовок.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Реакторы и парогенераторы имеют наборные корпуса из нескольких сегментов, которые свариваются аргоновой сваркой.

  •  © ic.pics.livejournal.com

  •  © ic.pics.livejournal.com

После нагрева и прессования изделия расходятся в зависимости от назначения, и в этот пролет возвращаются уже в готовом виде для отжига и прохождения испытаний.

Нагрев, прессование, сварка, расточка, приводят к тому, что у заготовки накапливаются внутренние напряжения, и их требуется снять при помощи отжига — нагрева до 650 градусов и постепенного остужения заготовки вместе с печью. Печи для отжига также гигантские: проем 8×8 метров.

  • IMG_7993.jpg
  • IMG_7993.jpg
  •  © ic.pics.livejournal.com

Поскольку мы не застали печи в работе, то удалось не только заглянуть внутрь, но и забраться и посмотреть наружу глазами свежеотожженного реактора или парогенератора.

  •  © ic.pics.livejournal.com

После отжига изделие ожидает еще испытание водой и «рентгеновскими трубами». Рентгеновская камера для просвечивания и поиска внутренних дефектов издалека привлекает внимание предупреждающим оранжевым цветом.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Она такая же огромная как и печь, но добавляется еще четырехметровая железобетонная дверь, чтобы рентген не воздействовал на персонал.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Для привода монументальной двери на рельсовом ходу используется цепная передача.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Даже если рентген покажет полную готовность реактора, его просто так не отпустят. Впереди еще испытание водой.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Для подтверждения готовности, реактор накачают водой под давлением 250 атмосфер, хотя рабочее давление у него 160 атмосфер.

И только после всех процедур, «Атоммаш» ручается за свою продукцию и отправляет заказчикам.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Вообще, там всё гигантское. Даже не верится, что такое тяжелое оборудование нужно для извлечения энергии из таких маленьких атомов. Даже кран-балки движутся по двум уровням и имеют разную грузоподъемность.

  •  © ic.pics.livejournal.com

  •  © ic.pics.livejournal.com

Работа с парогенераторами требует более ювелирной работы, т.к. снаружи и внутри множество элементов. С ними работают в соседнем пролете цеха.

  •  © ic.pics.livejournal.com

  •  © ic.pics.livejournal.com

  •  © ic.pics.livejournal.com

Здесь меньше тяжелого оборудования, больше станков и больше рабочих.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Больше сварки и больше шлифовки.

  •  © ic.pics.livejournal.com

  •  © ic.pics.livejournal.com

  •  © ic.pics.livejournal.com

  •  © ic.pics.livejournal.com

Здесь довелось наблюдать одну операцию — кантовку, т. е. поворот детали на 90 градусов. Два стропальщика, крановщица, кран-балка на 125 тонн, и приспособление-кантователь требуется чтобы за 5 минут повернуть на бок 45-тонный кусок стали.

  •  © ic.pics.livejournal.com

  •  © ic.pics.livejournal.com

  •  © ic.pics.livejournal.com

  •  © ic.pics.livejournal.com

Неподалеку — проходит обработку корпус экспериментального реактора МБИР, который должен приблизить светлое будущее ядерной энергетики на быстрых нейтронах. Ожидается, что эти реакторы будут безопаснее, и экологически чище, поскольку в качестве топлива там можно использовать отходы современных ядерных реакторов и оружейный плутоний.

  •  © ic.pics.livejournal.com

В этом же пролете цеха есть отдельная рентгеновская камера — для парогенераторов.

  •  © ic.pics.livejournal.com

По ее масштабам видно, что излучение там не столь интенсивно как для «просвещения» реакторов, но предупреждение обязательно.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Любопытно, что рядом, практически через стенку — конструкторско-административная часть, чтобы разработчики техники находились в постоянном контакте с производственной частью.

Вообще «Росатом» уделяет большое внимание оптимизации труда и повышению эффективности.

На примере теплообменных трубок, которыми заполняют парогенераторы, нам объясняли как работает производственная система «Росатома».

  •  © ic.pics.livejournal.com

Раньше на подготовку изделия уходило 600 с лишним дней. После оптимизации — 21 день. И там нет никаких волшебных средств, просто тщательный анализ всех операций и поиск наиболее оптимального варианта на каждом этапе работы.

Такой подход выражается во многом. Например участки для передвижения по цеху размечены для удобства как пешего передвижения, так и для транспорта.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Внутри ездят на велосипедах, электрокарах и используют тяжелые транспортеры для перемещения грузов между пролетами.

  •  © ic.pics.livejournal.com

  •  © ic.pics.livejournal.com

Разные участки цеха отмечены разным цветом: зеленый наименее опасный, тут можно ходить в каске. Переход на красный требует повышенного внимания, и ношения очков для защиты глаз.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Для телефонного общения также есть отдельное место.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Как и место для подумать.

  •  © ic.pics.livejournal.com

  •  © ic.pics.livejournal.com

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 13
    Нет аватара Maggey
    08.01.1917:29:04

    Самый понятный ролик от «Атомэнергомаш» как производят корпус реактора ВВЭР-1200

    Производство ВВЭР-1200

    Отредактировано: Maggey~17:29 08.01.19
  • 4
    Е.Юрий Е.Юрий
    09.01.1902:40:10

       Спасибо за репортаж! Вот, действительно — гордость страны!

    Отредактировано: Е.Юрий~02:40 09.01.19
  • 3
    Геннадий Тесёлкин Геннадий Тесёлкин
    09.01.1904:26:58

    После репортажа с челябинского «Высота 239» смотрится Атоммаш страшновато.

    • 2
      Нет аватара brat_po_razumu
      09.01.1906:50:21

      Ну — для сравнения ты всегда можешь дать фото гостиной, коридора или кухни твоей собственной квартиры, или фото твоего подъезда: они же у тебя круче Атоммаша, не так ли???

      Ну или фото с твоего меса работы, если оно не секретное — там же, у тебя на рабочем месте, тоже круче, не так ли?

      • 3
        Геннадий Тесёлкин Геннадий Тесёлкин
        09.01.1910:50:30

        Что ты лезешь каждый раз со своими нравоученьями?

        Прочитав заголовок, я предположил, что Росатом привел Атоммаш в порядок и загрузил нужной стране работой. А то что увидел в репортаже, то я видел и раньше, благо недалече нахожусь

        • 1
          Нет аватара brat_po_razumu
          09.01.1914:35:45

          Ты написал, что Атоммаш на фото выглядит «страшновато», не так ли, это же — из твоего текста цитата? Вот я и поинтересовался.

          А то что увидел в репортаже, то я видел и раньше,

          Тогда все нормально.

    • 3
      Нет аватара segfault
      09.01.1908:06:08

      Чтобы оценить масштабы: до развала СССР на Атоммаше работало 25 тысяч человек. В 90-е гигантское предприятие разграбили подчистую — было вывезено абсолютно все, от огромных цехов остались пустые коробки. Сейчас там персонала примерно в десять раз меньше, но потихоньку предприятие восстанавливается — такую махину за год не поднимешь.

      P. S. Я достаточно хорошо знаю ситуацию, у меня сестра много лет живет в Волгодонске практически через дорогу от Атоммаша. ВУЗ, в котором она преподает (бывший филиал Новочеркасского политехнического института), теперь филиал МИФИ и, собственно, готовит специалистов для атомной отрасли, в первую очередь для Атоммаша.

      Отредактировано: segfault~08:07 09.01.19
      • Комментарий удален
  • Комментарий удален
    • 3
      Нет аватара nabludatel71
      09.01.1912:08:57

      Разобрались бы, что в Чернобыле случился человеческий фактор,

      Ага, и при том — с реактором другого типа. По идее, должны были, наоборот «Атоммаш» загрузить, чтобы наклепать ВВЭР, которые на порядок, на несколько порядков безопаснее стоявших в Чернобыле РБМК, т.к. являются саморегулирующимися системами, и фокусы с перегрузкой топливом там не проходят.

  • Комментарий удален
  • 6
    capt4net.livejournal.com capt4net
    09.01.1913:39:22

    Из статьи Ирика:

    "Вы напишите правильно про наш завод, — требовал заводской водитель, встретивший меня в аэропорту Ростова, — а то даже мои соседи не верят, что у нас все живое на заводе, брешут, что в цеху крыши нет, стекла выбиты, все станки разворованы или раскурочены, а за новый реактор мы выдали еще советский. Я им говорю: сходите на завод сами, старые дуры, там экскурсии есть, дети, студенты ходят, и вы с ними — да куда там. Напишите — московскому журналу поверят".

    как это знакомо!    

    Отредактировано: capt4net~13:40 09.01.19
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,