63

Картофель фри стал российским

  •  © ria.ru

Покупая картофель фри, мы даже не задумываемся о том, где он был выращен. Оказывается, его долгое время поставляли в Россию из-за рубежа. Но в этом году ситуация изменилась: на полях Тамбовщины собрали первый урожай корнеплода для производства картофеля фри, и уже с декабря все российские рестораны «Макдоналдс» предложат посетителям наш, российский картофель. Как это стало возможным? Чтобы выяснить все подробности, корреспонденты РИА Новости отправились в Тамбов.

Подлетая к аэропорту, мы увидели внизу на полях странные темные круги. Поняли мы, в чем дело, только к середине дня, когда нас привезли в село Татаново, по полю близ которого медленно двигался трактор, убиравший последний в этом году урожай картофеля. Оказалось, что земляной круг образуется благодаря автоматической круговой оросительной системе.

Круги на поле — один из примеров цифровизации сельского хозяйства — темы, которая сегодня «в тренде» у экономистов и производственников.

«Наше хозяйство занимается внедрением цифровых технологий уже более двух лет. Особое внимание — системам „умного орошения“ и дифференцированного внесения удобрений. Цифровизация повышает производительность и эффективность управления. Наша стратегия — построение единой универсальной информационной системы управления в сельском хозяйстве — от умного орошения, хранилища, ресурсного планирования до безопасности и точного земледелия», — рассказывает директор «Белая Дача Фарминг» Артем Беляев.

Цифровизация+локализация

Основная задача производства — вырастить, сохранить и поставить на перерабатывающий завод картофель, соответствующий всем требованиям стандарта GLOBAL G.A.P. — это система стандартов для обеспечения безопасности сельхозпродукции.

«Мы применяем круговые оросительные системы с ежедневным мониторингом полива. На каждом поле — датчики, заглубленные на 80 сантиметров. Они дают нам информацию о влажности почвы на каждые десять сантиметров глубины», — поясняет Беляев.

Таким образом, несмотря на засушливый год — температура в области более месяца держалась на отметке 30º, удалось собрать отличный урожай — около 51 тонны картофеля с гектара.

«Еще отмечу „адресную работу“ по внесению удобрений. Все посевные поля разбиваются — не на круги на этот раз, а на квадраты. С каждого берется около 20 проб почвы и после агрохимического обследования составляется карта внесения удобрений. Затем с помощью автоматизированной навигационной системы точечно вносится подкормка. Благодаря этой методике удалось вдвое сократить объем внесения азотных удобрений», — объясняет руководитель предприятия.

Практически все здесь — от систем полива до картофелехранилища и парка техники автоматизировано с возможностью удаленного доступа. Тракторный парк оснащен не только навигаторами, но и автопилотами с точностью отклонения до 2 сантиметров на километр.

Непосредственным поводом к поездке в Татаново послужил выращенный в хозяйстве первый урожай, специально предназначенный для производства картофеля фри для ресторанов быстрого обслуживания «Макдоналдс». Почти каждый посетитель этой сети заказывает себе картошку, но, как знает любой повар, не каждый сорт подходит для приготовления такого блюда.

В числе стандартов для картофеля, пригодного для линейки фри: у клубней должно быть мало глазков, плод должен быть ровным, а его размер — не менее 10 сантиметров. Для производства российского фри был выбран голландский «Инноватор», отличающийся большими размерами и высокой урожайностью. В этом году под посадки было отведено семь полей — всего около 250 гектаров орошаемых земель. А в перспективе орошаемые площади составят 1650 гектаров.

«С первого дня присутствия на российском рынке перед нами стояла задача локализации поставщиков. Итогом этой 28-летней кропотливой работы стал тот факт, что на данный момент 98% ингредиентов для наших блюд мы получаем от 160 отечественных компаний — лидеров российского агропромышленного комплекса. Сложнее всего было с картофелем, но и эта вершина, наконец, взята. С декабря нынешнего года мы будем предлагать нашим посетителям картофель фри не только произведенный, но и выращенный в России», — поясняет руководитель отдела обеспечения и контроля качества «Макдоналдс» в России Ирина Коршунова.

Конечно, картофель не поступает в рестораны прямо с поля — его надо переработать. Мы решили проследить весь путь, который он проходит, — начиная от выращивания, и до отгрузки готовой продукции.

  •  © cdn4.img.ria.ru

С поля отправляемся в картофелехранилище, разделенное на четыре отсека, — каждый рассчитан на хранение более 1800 тонн. Датчики в автоматическом режиме контролируют все процессы: от управления температурой до очищения воздуха от органических веществ, вирусов и бактерий. «Умные технологии» позволяют управлять процессом хранения удаленно, с помощью смартфона. Здесь картофель может безопасно лежать с сентября вплоть до середины июня. «Гонять на овощебазу» перебирать подгнивающие клубни, как в прежние времена, больше никого не нужно.

«Ван, ту, фри» или как готовят картошку для популярного блюда

Около130 километров отделяют хранилище от завода, где и производят «тот самый» картофель фри. Предприятие расположено на территории Особой экономической зоны в соседней области — под Липецком. Это совместный проект ГК «Белая Дача» и международного агрохолдинга Lamb Weston Meijer — одного из мировых лидеров по производству продукции из картофеля. В завод инвестировали около 9 миллиардов рублей, здесь создано более 200 рабочих мест.

  •  © cdn2.img.ria.ru

«Первую пробную паллету продукции мы выпустили 3 января 2018 года, а полностью запустились уже через четыре дня, сейчас завод работает 24 часа в сутки. В марте успешно прошли аудит соответствия безопасности и другим требованиям, предъявляемым к подобным предприятиям. Ожидается, что к началу следующего года завод выйдет на полную мощность — около 200 тысяч тонн картофеля в год. То есть, мы на 100% покроем потребность в картофеле фри в России», — рассказывает менеджер по производству Александр Смирнов.

  •  © cdn4.img.ria.ru

Предприятие прошло аудит BRC, который состоит в системе глобальной пищевой безопасности, где качеству его продукции была присвоена наивысшая оценка «А».

"После этого аудита нам необходимо было пройти еще одну сложную ступень — специальный аудит показателей качества пищевой безопасности, который разработан «Макдоналдс». Он нами был пройден, и с высокой оценкой", — добавляет менеджер по качеству завода Алексей Федотов.

Производственный процесс на заводе состоит из 13 этапов. Прежде всего, картофель моют и с помощью системы водяных ванн и центрифуги избавляются от поврежденных клубней. Вторая стадия — паровая очистка клубней от кожицы: одновременно за 28 секунд здесь очищают до 500 килограммов корнеплода. Затем, на стадии размягчения клубни проходят через емкость с горячей (до 60°С) водой, что облегчит последующий процесс резки, сделает соломинки более гладкими.

Далее сортировка и нарезка: картофель разделяется по размеру на три потока и в «русле» воды, под сильным давлением, картофелины буквально пролетают через ножи-решетки.

На следующем этапе благодаря аппаратуре, оборудованной фотоэлементами, вычисляются и отделяются соломинки с остатками кожицы, темными пятнами (глазками) или бесцветными областями, — в общем, всем тем, что делает картофель фри непривлекательным. Далее в действие вступает система сит, которая отделяет фри, не подходящие по размеру, определенному спецификацией.

Фаза «бланширование»: картофель в течение 15 — 25 минут проходит через емкости с горячей (70 — 80°С) водой, что необходимо для удаления лишнего сахара и обеспечения равномерного цвета. Продолжая путешествие по конвейерной ленте, соломинки попадают в вентилируемую сушку, где при температуре 45 — 85 градусов удаляется лишняя влага.

Наконец, одна из главных фаз производства, где люди работают в «костюмах космонавтов» — предварительная обжарка. Картофель минимум 45 секунд принимает горячую ванну во фритюрном масле. Ну и, наконец, — охлаждение до комнатной температуры и заморозка в специальной камере при температуре —30 градусов в течение 15-20 минут. Картофель фри готов — он автоматически взвешивается и пакуется в специальный пищевой целлофан.

  •  © cdn1.img.ria.ru

Каждая партия готовой продукции проходит строгий контроль в лаборатории поставщика: например, на содержание сухих веществ, по органолептическим показателям и даже по соответствию размеров соломинок.

Картофель фри готовится на оборудовании, аналогичном тому, которое используется на кухне ресторанов сети. «Эксперты тестируют каждую партию и выносят вердикт согласно оценочному листу вкусовых и визуальных характеристик картофеля фри, разработанному „Макдоналдс“. Только продукт, получивший одобрение по всем позициям, допускается к отправке на распределительный центр компании», — резюмировал Алексей Федотов.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 10
    Clausson Clausson
    13.11.1817:41:27

    Как это часто бывает самые простые на вид вещи оказываются самыми сложными.

    Уточню по тексту:

    Одной тамбовской области заводу мало. картофель так же везется и из Липецкой и даже из Брянской областей.

    Описывая технологию Lamb Weston Meijer авторы забыли упомянуть главную фишку всей технологии — водяные ножи — это именно они автоматически нарезают картошку в потоке. И именно эта технология самая эффективная и качественная в мире.

    А про то, что раньше весь картофель был импортным — чистая правда. Естественно, не потому, что выращивать картошку мы не умели (хотя наши фермеры учились выращивать картошку под эту технологию переработки много лет), а потому что завода не было. Мак, БургерКинг и пр. используют на своих кухнях полуготовый продукт, по сути только разогревая его. Ни один российский производитель такого раньше не готовил. Не было таких технологий.

    Ну и еще скажу — наша картошка получается вкуснее.     Знаю потому что готовлю ее сам.

    Отредактировано: Clausson~17:53 13.11.18
    • 3
      Нет аватара AlexCrazy
      13.11.1821:52:30

      ну как бы нет ничего удивительного что раньше он был импортный — в сетях ФФ есть свои поставщики полуфабрикатов, тех же катлет, булок, соусов и т. п. Возили с ближайшего подобного завода — качество полуфабриката в ФФ очень важно иначе конечная продукция выйдет отстой, а хороший сетевой ФФ это прежде всего гарантированно качество (повторяемость) и постоянна доступность (вы всегда можете приехать в сетевой ФФ и там будет определенный набор блюд).

      Теперь завод есть и это хорошо .

      Кстати в той же германии в шаурмяшные бобины с мясом упакованные и замороженные поставляют в сети шаурмяшных централизованно — неплохо было бы и у нас такое внедрить, тогда большая часть шаурмяшных сдохнет или перейдет в разряд столовок с кухней, на рынке останутся только качественные сетевые шаурмяшные.

      • 0
        Clausson Clausson
        14.11.1817:15:29

        качество полуфабриката в ФФ очень важно

        Все так и проходить заводу аудит у каждой сети в отдельности не простое дело. Но!

        Есть тут одна засада    

        Маковские бургеры в США прошедшие идентичный аудит НЕ ВКУСНЫЕ. То есть требования к качеству одинаковые, но на вкус это не распространяется. И вот с картошкой фри такая же фигня. Наша картошка вкуснее.

  • 1
    Нет аватара Dance
    13.11.1819:26:04

    Позорище конечно! Вот она, нефтяная игла.

    Отредактировано: Dance~19:26 13.11.18
    • 5
      mester mester
      13.11.1819:47:16

      Если мы будем производить высококачественную сельхозпродукцию по всей номенклатуре, достаточной для внутреннего потребления и на экспорт, никакая игла нам не страшна! Когда люди сыти и одеты, всё остальное приложится!

    • 5
      Clausson Clausson
      13.11.1820:18:59

      Вот как-то ничего позорного тут не усматриваю.

      Раньше не было у нас в стране такого завода, а сейчас весь СНГ кормить можем своей картошкой фри.

      • 6
        Андрей Иванов Андрей Иванов
        13.11.1821:19:53

        Скорее всего, он имел ввиду что даже картошка фри была не своя,а не факт открытия предприятия.

    • 0
      Jonatan01 Jonatan01
      14.11.1817:13:06

      Конечно никакого позорища, Я бы вообще запретил им картошку поставлять. Столовые здоровой еды пусть открывают, тогда пожалуйста.

      Отредактировано: Jonatan01~17:14 14.11.18
  • Комментарий удален
  • 2
    Нет аватара Кирилл Александрович
    14.11.1815:42:54

    Все-таки американцы молодцы, они умудряются продавать нам нашу же картошку в нашей же стране, при этом исправно платить все налоги и зарабатывать себе!!! А вы говорите нефть, золото, зачем им ваша нефть, когда у них есть МАК и Кока по всему миру!!!    

    • 2
      Clausson Clausson
      14.11.1818:17:34

      Все-таки американцы молодцы, они умудряются продавать нам нашу же картошку в нашей же стране,

      Американского в этой фирме только штабквартира — фирма голландская и технологии голландские. Картошка раньше была в основном польская на все СНГ. А в этом году в ЕС неурожай картошки, по всей видимости липецкий завод будет поставлять картошку еще и в ЕС,

      А вы говорите нефть, золото, зачем им ваша нефть, когда у них есть МАК и Кока по всему миру!!!

      Так спросите Трампа, чего он вместе со своей элиткой так бьется за рынок нефти и газа во всем мире если у него есть МАК с какой!!!

               

      Все-таки американцы молодцы

      А тут готов поддержать — молодцы. И до сих пор у них есть чему учиться. Впрочем не только у них.

  • 0
    Нет аватара Nirvanko
    14.11.1817:00:42

    В Минске на прилавках в основном пока польская картошка фри. Нужно чтобы и наши производители подтягивались.

    • 1
      Нет аватара Dance
      14.11.1818:53:47

      С ума сойти, какой бесхозяйственный социализм))

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,