стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
45

В миссии «БелиКоломбо» к Меркурию принимают участие четыре прибора, созданных с участием России

  •  © www.roscosmos.ru

20 октября 2018 года в 01:45:28 GMT (или 04:45:28 мск) с космодрома Куру успешно стартовала ракета-носитель «Ариан-5», которая вывела в космос аппараты европейско-японской миссии «БепиКоломбо» по исследованию Меркурия. В научной программе проекта принимают непосредственное участие российские исследователи; четыре прибора в составе комплексов научной аппаратуры были полностью или частично созданы в России.

В Институте космических исследований РАН создан один из научных приборов — Меркурианский гамма- и нейтронный спектрометр (МГНС). Он предназначен для регистрации гамма-излучения и нейтронов, которые рождаются в грунте Меркурия под действием космических лучей. По этой информации можно восстановить состав поверхности Меркурия до глубины примерно 2 метра, а также определить, есть ли в грунте летучие соединения, в первую очередь водяной лёд. Хотя планета находится очень близко к Солнцу, в вечно затенённых областях полярных кратеров могут сохраняться молекулы воды или водяной лёд, попавший туда из-за падений комет. Научный руководитель эксперимента — д.ф.-м.н. Игорь Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии ИКИ.

Ещё три прибора: ультрафиолетовый спектрометр ФЕБУС (PHEBUS), камера наблюдения в лучах натрия МСАСИ (MSASI) и плазменный комплекс СЕРЕНА (SERENA) — созданы с участием российских исследователей. В отделе физики планет были созданы входной оптический блок с системой наведения прибора в заданном направлении для прибора ФЕБУС и блок оптико-механической развертки для получения изображения для камеры МСАСИ; научный со-руководитель этих экспериментов с российской стороны — член-корреспондент РАН Олег Кораблёв, руководитель отдела. В комплекс СЕРЕНА включен Панорамный энерго-масс-спектрометр положительно заряженных ионов ПИКАМ, также созданный с участием ИКИ. Руководитель эксперимента с российской стороны д.ф.-м.н. Олег Вайсберг, главный научный сотрудник отдела физики космической плазмы.

«БепиКоломбо» — третья специальная миссия к Меркурию в истории человечества после аппаратов NASA Mariner-10 (пролёты Меркурия в 1974-75 гг.) и MESSENGER (работал на орбите планеты в 2011-2015 гг.). Её задачи — всесторонне изучить саму планету, её поверхность, внутреннюю структуру, атмосферу и экзосферу, а также магнитное поле и его взаимодействие с солнечным ветром. Эти данные помогут ответить на вопросы, как образовался Меркурий и почему он во многом сильно отличается от других планет земной группы.

Чтобы провести такие комплексные исследования, в миссию было включено два аппарата с немного разными задачами. Первый, более тяжёлый, — Меркурианский планетный орбитальный аппарат (Mercury Planetary Orbiter, MPO) разработки ESA. Он будет находиться на достаточно низкой орбите и почти всегда «смотреть» на поверхность планеты. Второй — Меркурианский магнитосферный орбитальный аппарат (Mercury Magnetospheric Orbiter, MMO), созданный в JAXA. MMO нацелен на исследования магнитосферы Меркурия и его плазменного окружения; его орбита более вытянута и пересекает различные области магнитосферы, а также выходит за её пределы, в область солнечного ветра.

  •  © nplus1.ru

Аппараты миссии «БепиКоломбо»: перелетный модуль, европейский орбитальный зонд MPO, солнцезащитный экран, японский магнитосферный зонд MMO.

ESA

Сложность полёта и работы у Меркурия определяется в первую очередь его близостью к Солнцу. «БепиКоломбо» придётся специально замедляться, чтобы выйти на стабильную орбиту вокруг планеты. Для этого будут использоваться ионные двигатели — одна из технологических «новинок» миссии. Другая трудность — поток солнечной радиации около Меркурия гораздо больше, чем у Земли. Чтобы не дать аппаратуре перегреться, используются специальные покрытия. Кроме этого, солнечные батареи MPO будут периодически «отворачиваться», а аппарат MMO будет постоянно вращаться, чтобы не перегреть одну из сторон.

Во время запуска и на этапе перелёта оба аппарата соединены в единую конструкцию с помощью меркурианского перелётного модуля MTM (Mercury Transfer Module) разработки ESA. От перегрева во время перелёта MMO защищает тепловой экран MOSIF (MMO Sunshield and Interface Structure), который будет отброшен после разделения аппаратов у Меркурия.

Сейчас «БепиКоломбо» находится на околоземной орбите, проходит тестирование его аппаратуры. Через три дня ожидается выведение на траекторию межпланетного перелёта, который займёт семь лет и потребует девять гравитационных манёвров у Земли, Венеры и самого Меркурия. Предположительно, во время гравитационных манёвров у Венеры часть приборов «БепиКоломбо» будет включена, чтобы исследовать и вторую планету от Солнца.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях


  • 1
    Сергей Пышненко
    21.10.1807:49:37

    Ариан-5 похожа на нашу Энергию, почему вместо нового союза5 не взять проект Энергия и с новой электроникой и технологиями не воссоздать, тем более имеется запас двигателей.

    • 5
      Нет аватара Tcheluskin
      21.10.1817:06:16

      1) Ариан-5 — ракета тяжёлого класса (выводит 20+ тонн груза на низкую орбиту), тогда как Энергия — супертяж (150+ т на низкую орбиту).

      2) Союз-5 — и должен, по логике, стать основной ракетой и со временем занять классы и тяжёлых, и сверхтяжёлых ракет.

      Начальная версия будет, в зависимости от космодрома, выводить 17 т. на низкую орбиту; с появлением метанового двигателя для неё — 20+ т; ракета из «связки» 3-5 блоков 1-й ступени Союз-5 — 50-80+ т, ну, а с более мощной центральной ступенью — 100-200+ т, ака «Энергия» или «Вулкан».

      •  © tehnoomsk.ru

      Отредактировано: Tcheluskin~17:33 21.10.18
      • 0
        Сергей Турчин Сергей Турчин
        21.10.1820:35:45

        Ангара всё?

        • 0
          Нет аватара Tcheluskin
          21.10.1822:31:43

          В сущности она теперь не нужна.

          Но вроде бы приняли решение строить стартовый стол Ангары на космодроме Восточный (увидим, построят в итоге, или нет). Возможно, чтобы поддержать ГКНПЦ им. Хруничева; или как страховку от проблем с разработкой Союз-5; или чтобы использовать лёгкую Ангара-А1 (хотя есть и уже несколько раз летал Союз-2.1 В того же класса, плюс конверсионные военные ракеты и т. п.); или для запуска максимальных полезных нагрузок до появления метанового Союза-5.

          Отредактировано: Tcheluskin~22:33 21.10.18
          • 1
            Нет аватара amk6606
            22.10.1800:48:16

            Собственно ситуация с «Ангарой» пример того, ка Роскосмос транжирит ресурсы. Сперва ГКНПЦ Хруничева начинает разрабатывать семейство «Ангара». Снимается с производства неплохая ракета «Космос-3М», новый носитель активно рекламируется по выставкам, но хода ему толком не дают — для пусков нужен стол, нужны заказы и т. д. Тем временем НПО «Энергия» разрабатывает свой носитель — по характеристикам почти полную копию «Ангары». И готовая к производству «Ангара» становится ненужной.

            Что теперь? Из-за того, что руководство «Энергии» оказалось к Роскосмосу чуть ближе, ГКНПЦ на грани банкротства. А потраченные им время и деньги выброшены на ветер.

            • 0
              Нет аватара Tcheluskin
              22.10.1804:02:52

              Ну, наверное, 15 лет назад казалось, что можно «легко» соединить 3, 4, 5, 7 модулей 1-й ступени Ангары; ракеты конкурентов были очень дорогими; а про сверхтяжёлые ракеты и пилотируемые полёты к Луне никто не думал. Лет 5-7 назад всё вышеперечисленное изменилось, но большая корпорация не смогла быстро поменять курс.

              Отредактировано: Tcheluskin~04:03 22.10.18
            • 1
              RadiantConfessor RadiantConfessor
              22.10.1815:33:57

              Космос-3М

              Использует НДМГ в качестве топлива. То есть для Восточного не подходит.

              Союз-5 это Зенит, который мы не решались производить самостоятельно из-за Украины, так как часть этой ракеты создавалась в КБ Южное. Сейчас у нас есть политическая возможность создать Союз-5 на основе Зенита, который является первой ступенью ракеты Энергия.

              Ангара начала разрабатываться после распада СССР в 1993 году из-за начавшихся проблем с Казахстаном, так как он стал территориально другой страной. Разработка Ангары это решение ВОЕННЫХ! Они не хотят работать с гидразином, так как у них было много несчастных случаев связанных с ним. Поэтому старые гидразиновые ракеты не подходили. Зенит был изделием производимым двумя странами, Россией и Украиной и из-за политического решения на эту ракету не смотрели. Вот и появилась Ангара. Военные её получили и довольны. Сейчас это главное.

              Ангара нужна для запуска тяжёлых спутников на геостационар. А что там у военных? Там у них Око следящее за ракетами потенциального противника. В настоящий момент различными экологическими и социальными грантами, в том числе и через Гринпис, НАТО добилось препятствованию запусков ракет с Байконура со стороны коренных граждан Казахстана. А подпитываемый специальными проплаченными западом изданиями разрастающийся национализм в этой стране всё больше разрывает наши страны, что в будущем, очевидно, приведёт к невозможности эксплуатации Байконура российскими военными в условиях сохранения военной тайны и выгодных запусков коммерческих спутников.

              Создали ракету для военных и что? Оставить её только им? Почему не использовать уже разработанное? Не пропадать же добру, вот и строят стартовый стол для Ангары на Восточном.

              Ангара как ракета уже состоялась, а Союз-5 ещё нужно разработать, двигатели для него создать, потом скомпоновать сверхтяж на основе них и только потом построить стартовый стол на Восточном. Это всё время, годы, которые не позволяют нам зарабатывать на запуске коммерческих спутников. Первой на Восточном появится Ангара, она и позволит отказаться от Протона на Байконуре и запускать коммерческие спутники в космос.

              Обратите внимание, после начавшихся проблем с Протоном иностранные закупщики заключили договоры на запуск спутников не на Протоне, а на Союзе.

              Отредактировано: Zveruga~15:56 22.10.18
        • 0
          Нет аватара qwerty_asd
          22.10.1809:44:39

          Пока нет.

          1. У Ангары есть 1 стартовая площадка и к 22 году будет вторая. Сколько площадок у Союз-5?

          2. Ангара-5 — это прямая замена Протона. Она выводит 20-25 тонн на НОО — что заметно больше, чем Союз-5. И до начала серийного производства сверх-тяжёлой модификации Союз-5 (~ 2025) именно Ангара будет основным тяжёлым ракето-носителем.

          3. Подстраховка на случай проблем у Союз-5.

          А так — да; после 2027 года Ангара — всё.

          • 0
            Нет аватара Tcheluskin
            22.10.1815:59:54

            Сколько площадок у Союз-5?

            Союз-5 будет использовать стартовые комплексы Зенита. Под него есть 3 площадки: 2 на космодроме Байконур + «Морской старт».

      • 0
        Нет аватара clasters
        22.10.1822:03:25

        Американцы нас обошли ещё в 70-х когда сообразили, что не нужно рожать ежей, создавать свехтяжёлый ЖРД проблематичный, на пределе. А лучше сразу сделать ТРД. По тяге — с запасом и технологичный, на перспективу. Теперь у них разные ТРД «подгоняют» различные носители на старте, в том числе и с нашими, технологичными, но слабенькими РД 180

        Мы всё ещё мудохаемся с «перспективными» клонами РД 170, а вот никакого клона, хоть какого-то ТРД нет до сих пор. БУЛАВА не в счёт

        Моё мнение — нам не тягаться всерьёз с американцами в космосе, никак.

        По трём причинам.

        Во-первых, когда нам удалось создать прецедент нашего лидерства в космонавтике американцы не на шутку напряглись и кое-что довольно быстро сделали. С 1957 до 1969 они сумели поднять свою космонавтику с нуля до фантастических технологий. Речь не о том, сумели они заслать экспедицию на спутник Земли или нет, а вот то, что они реально сумели создать целую линейку реактивных двигателей, разнотопливных, об этом никто не спорит.

        Во-вторых: Про то, что они сделали очень хорощие космические скафандры, все знают.

        Насчёт факта создания компактного эффективного компьютера для управления космическим аппаратом тоже никто не спорит, но ещё они придумали инновационную кислородно-водородную энергетическую установку, которую в СССР позже пришлось на 90% тупо скопировать. Было ещё много чего, например ключевая технология термозащиты космического челнока и водородные технологии, которых у нас нет(по факту до сих пор).

        В третьих: финансовый и интеллектуальный потенциал США при должной направленности чересчур силён.

        Поэтому считаю, что не стоит, пока, серьёзно воспринимать заявления о проектировании и постройке у нас рекордных носителей. Для заявлений такого рода пока не вижу реальных предпосылок

        Отредактировано: clasters~22:15 22.10.18
        • 0
          Нет аватара Tcheluskin
          22.10.1823:04:07

          А лучше сразу сделать ТРД.

          ещё они придумали инновационную кислородно-водородную энергетическую установку

          ТРД они использовали только для программы Спейс Шаттл (которая оказалась дорогой и бессмысленной), пока не летающей SLS, и для маленьких бустеров к Атлас-5 (хороши, если старт находится на восточном побережье, и они будут падать в океан).

          Водородные двигатели — в почившем Сатурн-5, для тех же шаттлов, в дорогой Атлас-5 и супердорогой Дельте.

          Всё это — из того же разряда «рожать ежей», что и российские супер-ЖРД.

          Сравните с двигателями Мерлин самой успешной нынче Фалькон-9 — достаточно простой и недорогой двигатель, давление в камере сгорания втрое ниже, чем у РД-170/180/191, но удельный импульс хуже лишь на 10% или меньше.

          Будущее, думаю, за надёжным метановым двигателем с давлением в камере сгорания не выше ~150 атм и тягой ~200 или выше тс на сопло. Таковые на стадии проектирования и огневых испытаний и в США, и в РФ. Посмотрим.

    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      22.10.1815:37:40

      Союз-5 и так часть ракеты Энергия. Это её первая ступень.

      Что касается попытки воссоздать огромную центральную водородную ступень, то тут вопрос в… авиационном двигателе ПД-35. На чём возить эту ступень до Восточного?

      Нам нужен новый серийный тяжёлый транспортный самолёт. И чтобы он был серийным его нужно окупать продажами, а для этого нужен новый двигатель ПД-35, который появится только к 2035 году.

      Поэтому всё что мы можем сделать до 2040 года, это Союз-5 и сверхтяж на его основе.

  • 5
    Нет аватара guest
    21.10.1810:07:12

    Хотелось бы чтобы были такие новости: Российский спутник следопыт достиг орбиты юпитера приступил к изучению атмосферы планеты или исследовательский марсианский вездеход следопыт приступил к изучению ледовых шапок на Марсе…

    Ато уже стало нормой что американские спутники и хабл частенько что-то обнаруживают…

    • 0
      Нет аватара Tcheluskin
      21.10.1817:36:57

      Проще простого: идите работать в космическую промышленности и научно-исследовательские институты. Только у НПО им. Лавочкина, которая сейчас работает над российскими проектами «Луна-Глоб» и «Венера-Д», сейчас ~80 вакансий.

      Отредактировано: Tcheluskin~17:37 21.10.18
    • 2
      Нет аватара Tcheluskin
      21.10.1819:53:10

      Занятный парниша: пишет с Айпада: мол, хотелось бы новостей о российских космических открытиях, а то всё одни американские. И на предложение идти работать в российскую космическую отрасль помогать делать эти самые открытия ставит минус =)

      • 1
        shigorin shigorin
        21.10.1823:15:40

        Ну… бывает и у нас то, что у них называют wishful thinking.

        Кстати, мне нужны два помощника для работ по эльбрусам.

        Отредактировано: shigorin~23:16 21.10.18
      • 2
        Нет аватара guest
        22.10.1800:18:59

        Tcheluskin, Проще простого рассуждать по типу идите да сделайте, вот Вы идите и сделайте, умник!

        Во первых я не специалист данного направления, а если бы был то работал бы и без ваших советов!

        Второе, да пишу с iPhone, но это ни так страшно как ваша зависть т.к. именно так звучит ваш комментарий! К вашему сведению ребята которые проделывают огромную работу по данному порталу «Сделано в России» делают все на аймаках и так же пользуются айфонами и поверте это ни сколько не мешает делать качественный контент и любить свою Родину!

        В третих, давай говорить по делу, а не о том у кого длинее и кто круче и у кого какой гаджет, парниша…

      • 2
        Нет аватара guest
        22.10.1800:23:40

        Tcheluskin, да и еще, это нормальное желание хотеть что бы Россия была сильной и что бы в новостях было то что я пожелал ранее!!! Если вы не согласны, но хотя бы не несите ересь!

  • 4
    VV Axntv VV Axntv
    21.10.1815:36:09

    Прибор весом всего 5 кг.

    А когда-то посылали межпланетные станции.

  • 1
    Morder2012 Morder2012
    21.10.1816:39:31

    Эка невидаль! Лучше бы старикам эти приборы раздали.А то запихнули в ржавые геропейские ракеты и отправили Бог знает куда.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,