Лого Сделано у нас
73

Итоги и перспективы полетов SSJ-100 за 10 лет

  • Sukhoi Superjet 100
  • Sukhoi Superjet 100
  •  © cdn2.tass.ru

МОСКВА, 19 мая. /Корр. ТАСС Мария Амирджанян/. Ровно 10 назад, 19 мая 2008 года, первый гражданский самолет, разработанный в России после распада СССР, совершил полет: региональный самолет Sukhoi SuperJet 100 вылетел с аэродрома при заводе в Комсомольске-на-Амуре. Полет длился чуть больше часа, в ходе полета был отработан взлет, самолет совершил четыре прохода над полосой на разной высоте (максимальная -1200 м). Посадка прошла успешно, лайнер пилотировали старший летчик-испытатель «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) Александр Яблонцев и летчик-испытатель Леонид Чикунов.

Яблонцев отмечал, что «самолет действительно отличный» и ему радостно, что «в жизни выпал шанс быть первым, кто поднял эту прекрасную машину в небо».

Первый полет стал лишь шагом на долгом пути к началу коммерческой эксплуатации самолета.

«Чувства [после первого полета] были самые разные. С одной стороны — было ощущение того, что мы подводим итог большой работы, которая делалась тысячами людей, и что мы готовы к тому, чтобы успешно завершить этот этап работы над проектом, — говорит бывший президент Объединенной авиастроительной компании (ОАК) Михаил Погосян. — С другой стороны, было чувство уверенности в том, что мы предусмотрели все нюансы, которые могут возникнуть в рамках первого полета. И самолет, и экипаж были полностью готовы к решению задачи. После полета, безусловно, переполняло чувство гордости и удовлетворения достигнутым результатом».

Как зарождался проект SSJ-100

В июле 2002 года Российское авиационно-космическое агентство (структура существовала с 1999 до 2004 года) объявило конкурс на создание регионального самолета. В конкурсе участвовало три проекта: Russian Regional Jet (бренд Sukhoi SuperJet), 72-местный самолет Ту-414 и М-60-70 (разрабатывался «Экспериментальным машиностроительным заводом имени Мясищева»). Новый региональный самолет должен был заменить устаревший Ту-134.

Победителем был признан SSJ-100. На тот момент планировалось, что семейство будет состоять из трех самолетов разной пассажировместимости: на 60, 75 и 95 мест с дальностью полета до 3500 км. Тогда СМИ сообщали, что такое решение «Росавиакосмос» принял из-за того, что проект RRJ выглядел более проработанным, к тому же у «Гражданских самолетов Сухого» был серьезный партнер — Boeing. К слову, соглашение о создании RRJ было подписано ГСС, Boeing, «Ильюшиным» и ОКБ им. Яковлева в 2001 году.

Тогда СМИ сообщали, что проект получит до $120 млн на запуск самолетов в серию. Гендиректор ГСС Андрей Ильин в 2003 году сообщал, что стоимость проектирования, начала производства, испытания и сертификация RRJ составляет около $600 млн. 80% конструкторских работ выполнил ГСС. Boeing же должен был выделить специалистов и передать технологии.

Сначала в качестве базовой модели была принята модификация RRJ-75, однако в дальнейшем, исходя из требований рынка и стартового заказчика, «Аэрофлота», в детальную разработку была принята модель RRJ-95. Она же стала и самой востребованной, говорится в материалах Минпромторга РФ, подготовленных для ТАСС. В базовой компоновке самолет способен вместить до 98 пассажиров.

26 сентября 2007 года состоялась выкатка самолета — впервые был публично показан его внешний облик. Планировалось, что первый полет состоится в конце 2007 года, потом полет переносился на март 2008 и позже — на май.

«Успешное выполнение первого полета показало, что мы хорошо организовали работу по проекту. Далее мы должны были в течение двух лет завершить основную программу сертификации, организовать производство и начать эксплуатацию самолета. Я считаю, что в целом эти планы были реализованы. Хотя, безусловно, без каких-то нюансов программа такого масштаба никогда не обходится», — говорит Погосян.

Самолет получил сертификат типа в январе 2011 года, сертификат Европейского агентства авиационной безопасности EASA в начале 2012 года. Первый коммерческий полет самолет совершил в армянской компании Armavia. Правда уже в 2013 году компания вернула самолет. По словам Погосяна, отказ был связан не с техническими характеристиками самолета, а с проблемами управления авиакомпанией — перевозчик прекратил полеты в 2013 году из-за банкротства.

Кто использует SSJ-100 сейчас

Старт продаж ГСС был довольно тяжелым — несмотря на то, что были заключены несколько контрактов на поставку. Одним из первых заказчиков самолета стал «Аэрофлот» (контракт на 30 самолетов был заключен еще в 2005 году, финансировал поставки первых десяти «ВЭБ-лизинг»). В 2013 году в «Аэрофлоте» началась постепенная замена уже эксплуатирующихся SSJ-100 на новые. Как сообщал в 2013 году сам «Аэрофлот», «для соблюдения сроков начала поставок первых машин, стороны договорились о поставке первых 10 самолетов в спецификации „лайт“, которые в дальнейшем будут заменены на самолеты в расширенной комплектации Full.

Авиакомпании „Московия“, взявшая самолет после банкротства Armavia, также обанкротилась и даже не начала использование самолета. Три самолета SSJ-100 использовались в индонезийской Sky Aviation, но и та прекратила полеты в 2014 году. Также в разное время сообщалось о планах поставить самолет „Трансаэро“ и „Ютэйр“, но, например, последняя тяжело пережила кризис 2014 года и вынуждена была отказаться от расширения или обновления авиапарка.

В 2017 году „Аэрофлот“, эксплуатирующий к тому моменту 30 самолетов SSJ-100, заключил твердый контракт еще на 20 таких самолетов. Еще восемь самолетов эксплуатирует региональная авиакомпания „Азимут“, 10 — „Газпромавиа“, 15 — „Ямал“, 9 — „ИрАэро“. Также два самолета SSJ-100 используется специальным летным отрядом „Россия“, который обеспечивает перевозки первых лиц государства.

Всего, по данным ГСС, сейчас используется 127 самолетов, 89 — в России и еще 38 за рубежом. За 2018 год планируется заключить контракты на поставку еще 60 машин, сообщал в интервью ТАССпрезидент ГСС Александр Рубцов. Он также рассказал, что в год планируется производить по 35-40 самолетов, более 50% из них — для экспорта. Сейчас произведено более 170 самолетов: по данным на ноябрь 2017 года, на мощностях ГСС собирался уже 169 экземпляр.

Крупнейший зарубежный эксплуатант самолета — мексиканская Interjet. По последним данным, ей поставлено 18 самолетов из 20 заказанных еще в 2012 году. Более того, в 2017 году компания заявляла, что готова подписать дополнительный контракт на поставку еще 10 машин.

Однако наиболее имиджевыми выглядят поставки самолетов ирландской CityJet. Это первый европейский эксплуатант самолета. Сейчас у компании всего шесть таких воздушных судов, контракт заключен на 15 с опционом еще на 16 машин. Самолеты используются, в том числе, и для перевозки спортсменов. Например, известно, что первый поставленный CityJet SSJ-100 доставил на прошлый чемпионат Европы по футболу сборную Ирландии.

Более того, три машины отправились на два года в мокрый лизинг — то есть в аренду вместе с экипажем, техобслуживанием и страхованием — в бельгийскую авиакомпанию Brussels Airlines (входит в группу Lufthansa).

Модификации самолета

За более чем 10 лет истории проекта кардинально поменялось видение топ-менеджментом семейства самолетов. Все началось с планов по созданию семейства из трех самолетов на 60, 75 и 95 мест с дальностью полета до 3500 км. Сейчас же существует базовая версия на 98 мест с дальностью полета чуть больше 3000 км.

С 2013 года существует модификация SSJ-100 Long Range (LR) с увеличенной дальностью полета до чуть более 4,500 тыс. км. Также одно время заявлялось о создании увеличенной версии SSJ-100 SV с пассажировместимостью до 120 кресел. Также есть VIP-версия самолета.

Но основное будущее линейки SSJ-100 связано с уменьшенной до 75 кресел версией (SSJ-75). По крайней мере, на авиасалоне в Анталии в апреле 2018 года, ГСС подписал с российской S7 соглашение о намерениях по приобретению 75 самолетов, окончательное решение авиакомпания обещала принять к концу года. Кроме того, Рубцов сообщал, что ГСС могут поставить до 50 SSJ-75 госзаказчикам (Минобороны и СЛО „России“).

Тогда же ГСС и авиапредприятие „Северсталь“ подписали твердый контракт на поставку шести самолетов до 2022 года.

„Экономическая эффективность в эксплуатации и комфорт салона на уровне узкофюзеляжных самолетов являются ключевыми преимуществами самолета SSJ100, определяющими интерес к нему со стороны как российских, так и зарубежных авиакомпаний, — поясняет Рубцов, слова которого приводятся в релизе ГСС. — Широкий спектр эксплуатационных возможностей позволяет использовать SSJ100 в уникальных аэропортах Европы с ультракороткими полосами, в условиях высокогорья и жаркого климата, не теряя при этом своих возможностей и при полетах на Крайнем Севере России“.

„Изменения при создании SSJ на 75 кресел могут коснуться крыла, фюзеляжа, двигателя и систем самолета, в частности, предполагается создание нового крыла и бортового комплекса авионики, унифицированного с самолетом МС-21“, — приводятся в сообщении Минпромторга слова министра Дениса Мантурова. — Самолет может выйти на рынок ориентировочно в конце 2022 — начале 2023 года. По предварительным оценкам экспертов перспективная потребность российского рынка в таких машинах может достичь 200-300 самолетов, зарубежного — до 3000».

Не так давно стало известно о том, что ГСС разрабатывает особую версию SSJ-100R, в которой объем российских деталей будет увеличен до 50-60%. Иранские перевозчики уже подписали рамочный контракт на поставку 40 таких самолетов.

«Планируется, что самолет будет производиться с максимальным использованием комплектующих российского производства, — подчеркнул Рубцов. — Конфигурация фюзеляжа останется неизменной, в то время как общий вес конструкции планируется снизить на 10-15%, улучшить аэродинамическое качество на 10%, на 5% сократить удельный расход топлива и увеличить долю композиционных материалов в конструкции».

«Мы будем и дальше развивать программу, как в части изменения размерности самолета, так и в части увеличения в нем доли российских поставщиков», — приводятся в релизе Минпромторга слова президента ОАК Юрия Слюсаря.

Также ведется работа над снижением эксплуатационных расходов и расходов на послепродажное обслуживание.


  • -7
    Михаил Зубков Михаил Зубков
    19.05.1819:23:15

    Двигатели на самолете чьи?

    • 8
      Виктор Качурак Виктор Качурак
      19.05.1819:28:37

      Наши с французами совместные…

    • 5
      Нет аватара KICK78
      19.05.1819:31:15

            

    • 14
      Нет аватара Bert
      19.05.1823:05:22

      Ваш вопрос похож на заявление (определенного рода). Иначе придется допустить, что вы где-то проспали 10 лет, а проснувшись заинтересовались авиановинкой.

    • -4
      Egor Panov Egor Panov
      20.05.1800:47:48

      Условно совместные. Но будем честны с собой — большая часть двигателя иностранная. Свои конкурентные решения на основе ПД-14 и ПС-90 только только на подходе. Уверен будут. Только вот если посмотреть на утерянные годы, и десятилетия, то становится очень обидно. Столько всего было и столько всего могли сделать. Но получилось так как получилось. Это опыт для умных людей (ха-ха 3 раза ((( ) в России и всех странах мира.

      Ещё веселее то, что государство спонсирует не своих машиностроителей, а из бюджета финансирует иностранные производства.

      Оффтоп, но всё же.

      Где-то тут витька-титька из брехарада за совместные движки задвинул. Но его слушать, себя не уважать.

      Отредактировано: Egor Panov~00:52 20.05.18
      • 1
        megajob megajob
        20.05.1809:13:45

        То есть если США поступят с нами как с Ираном, то иностранцы купившие «суперы» себе то запчасти к движкам купят, а мы будем «канибализмом» заниматься?

        Я так понимаю что даже МС-21 по той же «трясине» идет?    

        • -3
          Egor Panov Egor Panov
          20.05.1817:16:41

          МС-21 в некотором смысле идёт по той же «трясине», но всё же не совсем. Подробно о том, какие компоненты и кем поставляются написано в Википедии. Изготовление более-менее своё.

          Там же на Википедии есть статистика о доли иностранных комплектующих в SSJ. Она постоянно растёт, из года в год. Но зато по телевизору сказали, что своё…

          А вот на стадии проектирования очень и очень многое имеет иностранное происхождение. Нам нужны свои инженерные пакеты и среды. Благо отечественный Эльбрус, способный эффективно выполнять расчёты в параллельном режиме у нас есть.

          Для этого надо готовить больше программистов и ИТ-специалистов с хорошей математической базой, помимо авиационных инженеров и ученых. Идеальная ситуация, это инженеры и ученые, владеющие не только своей предметной областью, но и искусством программирования. Это большая редкость и в то же время большая удача. Академик Андрей Петрович Ершов ещё в далеких 70-х говорил о том, что программирование это вторая грамотность. Сейчас пора говорить о третьей грамотности — методах обработки информации, или иначе говоря Data Science. В США например Обама вёл популяризаторскую деятельность в части того, что программировать должен уметь каждый. А у нас года эдак с 2005 в школах учили только пользоваться M$ Office и прочими софтами. Программированию не учили, и только буквально лет 5 назад начался разворот к советскому подходу, поняли наконец-то, что учить программировать в университете слишком поздно.

          До каннибализма надеюсь дело не дойдёт. Всё-таки ПД-14 может быть адаптирован и к SSJ. Это должен быть ПД-7. Но мы пока и ПД-14 не увидели в серии.

          Отредактировано: Egor Panov~19:39 20.05.18
          • -1
            megajob megajob
            21.05.1816:54:20

            Ваши слова по движкам — печалят.

            А вот по поводу «специалисты — программисты» мм тут простите я имею некоторое отношение к теме вопроса и как Умставенно так и на Практике пришли к выводу — нужно брать Умного и «тупого» программиста.     Умный — говорит что он хочет и в каком «виде» он это хочет, Программист — «вытряхивает» из Умного все что нужно для реализации (формулы, графики, исходные переменные) и в два три «подхода» делает то что нужно!       

            Это оказалось идеальным вариантом, «Умный» тратит на общение с Программистом минимум времени, а Программист просто делает свою работу вместо обучения Умного (что за частую не получается).

            Так же надо тут немного разнести в разные стороны (чего почти никто не знает и не понимает) это программы «визуализации» это текстовики «ворд» «ексел» и даже чертилки вроде «автокада» или «солидворкса», а есть Умные программы которые только СЧИТАЮТ! Так вот последние — зачастую как раз отечественные, почти никому кроме профессионалов не ведомы )) и вот они то и есть то что зовут Компетенцией.

            Да и «визуализаторы» постепенно делают помимо западных — всю линейку Офиса уже сделали на «линухе» более чем качественная замена, даже «автокад» (чертежи) можно заменить на «Компас» например, котоырй уже давно перешагнул просто рисовалку и интегрирует в себя специализированные модули как САПРов так и чисто рассчетные.    

      • -4
        Kolyda Kolyda
        20.05.1809:50:06

        Только вот если посмотреть на утерянные годы, и десятилетия, то становится очень обидно.

        Так обижаться самим на себя приходится — допустили к власти КПСС с её Горбачевым вот и результат.

        • 2
          Нет аватара Strannic
          20.05.1811:30:32

          Ничего не перепутали? В 90-е Горбачёва и в помине не было

          • -1
            Kolyda Kolyda
            20.05.1811:49:53

            Ничего не перепутали? В 90-е Горбачёва и в помине не было

            Наверное в восьмидесятые Вы пешком под стол ходили коль не помните с чего/кого начались наши мыторствования — промышленность рухнула благодаря действиям именно Горбачева по руководству КПСС в восьмидесятые годы

            • 1
              SemenSemenycch SemenSemenycch
              20.05.1812:37:18

              Чушь, падение промышленного производства при Горбачеве было мизерным, все началось с 1991 года.

              • 1
                Kolyda Kolyda
                20.05.1813:17:06

                Чушь, падение промышленного производства при Горбачеве было мизерным, все началось с 1991 года.

                Если бы не действия Горбачева в восьмидесятые, то и «девяностых» не было бы. И не пришлось бы почти с нуля восстанавливаться. Развитие, может быть и менее интенсивное чем на Западе, шло бы естественным путём. С использованием потенциала ВСЕХ стран социалистического содружества и республик СССР.

                • 0
                  Вова-Н Вова-Н
                  20.05.1813:34:57

                  Именно при Горбачеве началось деление заводов и корпораций на отдельные части.

                  Например у нас в Перми завод им. Ленина где я проходил практику и потом работал, крупнейший артиллерийский завод, в 1990 году разделили на отдельные цеха. Соответственно сначала какие то цеха стали жировать и экономить на ремонте и содержании, а ремонтные и технологические структуры стали деградировать. Каждый цех продавал свою продукцию другому с наценкой и на выходе получался продукт с заоблачной ценой. Весь этот позднесоветский хозрасчет был нацелен только на сиюминутное извлечение прибыли и полное уничтожение развития любого крупного предприятия.

                  Так что да, это ещё при Горбачеве началось и при Ельцине только масштабы увеличились, но фундамент под разрухой экономики заложили при горбачевской перестройке.

                  • 1
                    Kolyda Kolyda
                    21.05.1809:20:05

                    Так что да, это ещё при Горбачеве началось и при Ельцине только масштабы увеличились, но фундамент под разрухой экономики заложили при горбачевской перестройке.

                    Как тяжело было мне, строителю с тридцатилетним стажем к тому времени, наладчику электрооборудования, смотреть на разваливающиеся предприятия, которые сам налаживал/пускал в предшествующие годы. Едешь по городу и вместо знакомых предприятий видишь в их корпусах лавочки, торгующие импортным ширпотребом или откровенные развалины. Кто своими руками не строил тому понять тяжело. Наверное это как на собственного больного ребенка смотреть и знать что помочь невозможно.

                    Отредактировано: Kolyda~09:20 21.05.18
        • -4
          Egor Panov Egor Panov
          20.05.1816:54:46

          А вот и новые методички подвезли.

          Теперь не либералы-дерьмократы виноваты, а уже партия сама себя развалила. «Выродилась партия» кричали на каждом углу. Интересно наблюдать это в сети, особенно на FB. Куда ни глянь, а там «методички»:

          Сами не умеем

          Сами не можем

          Вы не понимаете

          Наверху виднее

          Сам развалился

          Это рынок!

          А по факту — просто тихо грабят Родину и рассказывают сказки.

          • 0
            Vovantro Vovantro
            20.05.1819:14:46

            «Загуглите» такое понятие как партократия. И хватит уже. Ох…    

            Отредактировано: Vovantro~19:32 20.05.18
    • -4
      Артём Переев Артём Переев
      20.05.1809:35:50

      По идее так то радость должна быть на 60-70% меньше чем от полностью сделанного в России гражданского самолета(ведь сайт называется сделано у нас)но в этом плане Ил,Ту и Як практически простаивают.МС-21 появился только благодаря тому что государство владеет почти всем авиаообщением и может навязать эти самолеты.

  • -1
    Нет аватара Хавиланд
    20.05.1801:12:59

    Сейчас произведено более 170 самолетов

    Хотелось бы разобраться по циферкам, подскажите кто знает. Ведь в конце апреля 159-ый самолет взлетел, тут об этом писали. На суперджет.викидот тоже цифра 159, а тут более 170 пишут.

    Вероятно, плюсом есть какое-то количество которые уже готовы, но ещё не облетывались?

    • 0
      Нет аватара brat_po_razumu
      20.05.1802:18:36

      разобраться по циферкам, подскажите кто знает.

      Нет ничего проще — вот полный список эксплуатируемых Суперджетов — и их действительно 159.

      Идем по порядку номеров в списке:

      1 19.05.2008 95001 97001 ГСС

      2 24.12.2008 95003 97003 ГСС

      3 25.07.2009 95004 97004 ГСС

      4 04.02.2010 95005 97005 ГСС

      5 04.11.2010 95007 95007 Армавиа

      А где же борт 95002 — его что, не произвели? Произвели — вот он:

       http://superjet.wikidot.com/plane:95002 

      •  © superjet.wdfiles.com

      Порезан после проведения статических испытаний в ЦАГИ.

      А где же борт 95006 — его что, не произвели? Произвели — вот он:

       http://superjet.wikidot.com/plane:95006 

      •  © superjet.wdfiles.com

      Проходит ресурсные испытания в СибНИИА — так называемые лабораторные полеты.

      Отредактировано: brat_po_razumu~02:21 20.05.18
      • 0
        Нет аватара Хавиланд
        20.05.1807:22:27

        Нет ничего проще — вот полный список

        Так я этот список видел, о чём и указал собственно, что на «суперджет.викидот тоже цифра 159». Теперь осталось понять, «более 170» это что такое.

        p. s. всего 162 если учитывать те которые на статике.

        Отредактировано: Хавиланд~07:34 20.05.18
        • 0
          Нет аватара brat_po_razumu
          20.05.1816:44:15

          Совершенно верно — в этот список из 159 самолетов включены не все борта, и это легко проверяется: вот номер борта, вот его фото — борт произведен, а в списке — его нет.

          То есть это уже больше 159 бортов.

          Плюс борты собранные (возможно — даже и полностью собранные, но не выпущенные с завода). Их список можно посмотреть здесь (верхняя часть списка, желтая):

           http://superjet.wikidot.com/production 

          При этом надо учитывать, что список не обновляется ежедневно, в этом списке — данные за март-начало апреля, даты указаны.

          • 0
            Нет аватара Хавиланд
            20.05.1818:52:30

            Плюс борты собранные (возможно — даже и полностью собранные, но не выпущенные с завода)

            Я так и предполагал. Просто хотелось бы понимать наверняка.

  • 0
    Нет аватара logobobah
    20.05.1809:31:17

    А что с контрактом по cityjet? Что-то давно им не передавали самолетов.

  • 2
    Holso Stitchred Holso Stitchred
    20.05.1809:42:39

    Статья интересная. Согласен, что версии самолёта на 75 кресел сейчас не хватает в первую очередь. Ее появление открывает для SSJ новые крупные рынки. Особенно приятно, что долю российских комплектующих в лайнере обещают довести до 50-60% (а тогда сколько сейчас?). Скудный модельный ряд самолёта ограничивает возможности по продажам.

    • -2
      Макс Южный
      20.05.1810:16:53

      Кроме того, как всегда, вопрос очередных «санкций» США. В зависимости от их суровости, речь может пойти не только о невозможности использования французских (по большей части) двигателей, но и том, что «ССД-100» и «МС-21» по сути нельзя будет продавать зарубеж.

      • 1
        Нет аватара logobobah
        20.05.1810:48:05

        А какие возможности есть для этого у сша?

        • -2
          Макс Южный
          20.05.1811:56:24

          Увы, но довольно широкие -- запреты на экономическую деятельность и огромные штрафы всем международным перевозчикам, производителям и т. п., сотрудничающим с соответствующими нашими предприятиями, подпадающими под «санкции».

          Это примерно как с нашим алюминием недавно вышло. Причём, с ним ещё повезло, так как Госдеп отложил самые суровые наказания до осени, дав Дерипаске время уйти со всех видимых должностей соответствующих предприятий (буквально на этой неделе он вышел из совета директоров и будет срочно подыскивать покупателей на свою долю). Вексельберг же вынужден продавать свои «избыточные» доли европейских предприятий для того, чтобы на их международную деятельность не распространялись принятые запреты и штрафы.

          Казалось бы, причём тут европейские предприятия? А вот при том, что если они имеют международную торговлю, то им приходится считаться с решениями США. Что уж там про Дерипаску и Вексельберга говорить, если даже Греф, возглавляющий частично государственный «Сбербанк», до сих пор боится отрыть его отделения в Крыму, так как при этом вступят в действие «санкции» США.

          • 2
            Александр Чалый Александр Чалый
            20.05.1812:40:18

            Ахаха) Ну, а что Путин разве просто так говорил про однополярный мир. Не только мы попадаем под кнут, но и даже немцы. Вспомнить как американцы чуть не уничтожили фольксваген, буквально несколько лет назад. Это удары кнутом, что бы вассалы не расслаблялись. Но, а колониям вроде нашей вообще тяжело по жизни     У нас во всех министерствах консалтинговые агентства США заседают)) И всем плевать, ни один канал этого не расскажет. Вот где надо контрсанкции вводить.))

            • 1
              Сергей Кирьянов Сергей Кирьянов
              20.05.1816:26:32

              Увы, из недавнего закона о контрсанкциях, пункт про запрет иностранного консалтинга изъяли. Т. е. ко всем нашим министерствам продолжают быть приписаны наши враги, которые и пишут законы. Но так-то да, нельзя проиграть войну(1991), и остаться независимыми.

            • -3
              Egor Panov Egor Panov
              20.05.1819:44:06

              Не только в министерствах, но и промышленность практически вся под консалтом сидит. Некие аморфные бест-практикс, инновэйшн текнолоджис синс НайтинСикстиТу вместо реального развития.

              На амеров зря по моему наезд. Они не ангелы, но мы то куда смотрим? Почему свой софт и железо отодвигаем на задний план? Почему тех, кто разваливал страну, её институты снова и снова выбирают?

  • -4
    Johnsib Rebe Johnsib Rebe
    20.05.1819:02:13

    Поставил минуса всем сверху вниз без разбора — заепали вы все уже со своей политотой!!!

    • -1
      Vovantro Vovantro
      20.05.1819:18:57

      Да не говори. Матом крыть охота уже. Просто порадоваться за наш самолёт уже не в сотоянии народ.    

      • -3
        Egor Panov Egor Panov
        20.05.1819:37:27

        Дык покрой. Что ты сдерживаешься то? Пусть все видят, что ты такое есть. И да, с такими как ты только на ты.

        Это не наш самолет. Это самолет с нашим участием. МС-21 уже наш самолет в части производства, при условии, что ПД-14 доведут до ума и он будет использоваться на этом самолёте.

    • 0
      Holso Stitchred Holso Stitchred
      21.05.1808:12:51

      От политики тебя тошнит, а матом на приличном сайте ругаешься без угрызений совести?

      • 0
        Андрей Тихоновский Андрей Тихоновский
        21.05.1821:36:31

        Мат — не мат, но уже порядком надоело эти вечные политота и нытьё от определённой группы под каждой второй новостью.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,